Биография деятеля
Артур Шопенгауэр родился в 1788 году в Гданьске, на территории Речи Посполитой. Его отец был крайне успешным коммерсантом, посещавшим с деловыми поездками всю Европу, а также весьма образованным человеком. Свое первое путешествие Шопенгауэр совершил в пять лет, когда его семья бежала из Гданьска в Гамбург перед наступлением прусских войск. Вскоре после этого отец отправляет Шопенгауэра на два года во Францию, к своему знакомому, в Гавр. Там будущий философ брал уроки и лучших преподавателей. Возвратившись обратно в Гамбург, Шопенгауэр продолжил образование, сначала в гимназии Рунге, затем в Уимблдоне, во время пребывания в Англии.
Семья Шопенгауэра много путешествует, он посещают не только Британию, но также Францию, Италию, Швейцарию, Бельгию и южную Германию. Большое впечатление на Шопенгауэра производят античные постройки Рима, а также искусство. По возвращении из путешествия семья возвращается в Гданьск, но вскоре Шопенгауэр вместе с отцом отправляется в Гамбург, где его устраивают на работу в коммерческую компанию.
Вскоре отец философа погибает, что оказывается для него тяжелым моральным ударом. В финансовом отношении семья оказывается весьма обеспеченной, настолько что мать Шопенгауэра сначала содержит литературный салон, в котором собирается немецкая богема, а затем сама начинает литературную деятельность. Шопенгауэр же продолжает работать в коммерции до тех пор, пока один из друзей его матери не уговаривает ее позволить сыну продолжить образование.
Артур поступает в Геттингенский университет на факультет медицины, но вскоре переходит на философию. В университете он знакомится со многими известными мыслителями своего времени. После окончания Шопенгауэр отправляется в Берлин, где слушает лекции Фихте, затем вступает с ним в дискуссию и наконец разочаруется в его идеях. В Берлине Шопенгауэр активно изучает естественные науки, лишь юриспруденцию и богословие он обходит вниманием. Позже он пишет свою первую работу «О четверояком корне закона достаточного основания», за которую Йенский университет заочно провозглашает его доктором философии.
Вскоре после этого случается первое и единственное серьезное увлечение Шопенгауэра женским полом, он влюбляется в актрису Ягеман и даже хочет жениться, но планы расстраиваются. Артур так и остается холостяком, а кроме того становится женоненавистником и противником брака.
Затем Шопенгауэр создает свой главный труд «Мир как воля и представление», который приносит ему славу и почет. Однако не дождавшись его издания, Артур уезжает в новое путешествие в Италию. По возвращению он устраивается преподавать в Берлинский университет, избрав в качестве своей цели должность профессора кафедры философии. Однако вскоре после начала работы у него случается конфликт с Гегелем, который не оценивает по достоинству лекции философа. Шопенгауэр начинает противостояние и конкуренцию с философом, однако проигрывает в популярности и покидает Берлин. Позже он пытается еще раз заняться преподаванием, но также безуспешно.
Последние годы жизни Шопенгауэр проводит в Франкфурте-на-Майне. В своем доме он собирает богатую библиотеку отдавая предпочтение трудам античных философов, индийскому буддизму и мифологии, Канту, Шекспиру и Гете. Несмотря на то, что Артуру удается удвоить состояние, полученное от отца, живет он скромно, более всего печется о своем здоровье. Главные его сокровища, помимо книг, – это бюст Канта и позолоченная фигурка Будды доставленная из Индии.
Умирает Шопенгауэр от пневмонии, судя по всему, так и не осознав серьезности своего заболевания, непосредственно перед приходом врача, в 1860 году.
Гносеология Шопенгауэра
При разработке теории познания Шопенгауэр исходит из того, что все предыдущие теории тяготели к двум крайностям – либо бесконечно уменьшить число самоочевидных истин, свести все знание к абсолютному тождеству в рационализме, либо напротив, бесконечно их увеличить сделал знание бесчисленным скопищем атомарных фактов в эмпиризме. Истинное же положение вещей, по мнению философа находится в балансе этих двух тенденций, которые ограничиваются принципами гомогенности и спецификации.
Шопенгауэр стремится выявить конечное число самоочевидных истин, для чего разрабатывает закон достаточного основания, который выражается в неотделимости как объекта от субъекта, так и наоборот. Вслед за Кантом мыслитель признает, что объект, познаваемый субъектом и есть представление, из чего делает вывод о закономерной связи между всей системой представлений, которая регламентируется формой самого познания. Из данной посылки Шопенгауэр выделяет четыре закона:
- закон причинности,
- закон достаточного основания познания,
- закон достаточного основания бытия,
- закон мотивации.
Мотивацию (термин был введен самим Шопенгауэром) он рассматривает как внутреннюю причинность, которую нельзя познать через внешнее наблюдение или соотнесение ее с объектами, она присуща лишь самому субъекту и его природе.
В соответствии с законами философ выстраивает и концепцию дерева наук разделяя их на две группы:
- Априорные науки, изучающие основания бытия и основания познания;
- Эмпирические науки, рассматривающие учения о причинах, раздражениях и мотивах.
Волюнтаризм
Рассматривая процесс познания, Шопенгауэр отмечает, что хотя перед разумом развертывается лишь мир представление, все же человек постоянно и непосредственно соприкасается с ним как через чувствование, так и через движение, и в этом акте он способен проникнуть в сущность кантовской вещи в себе, которой философ видит волю.
Мировая воля предстает у Шопенгауэра некоей абсолютной субстанцией, которая стоит вне законов достаточного основания, вне времени и пространства, вне сознания. Она не обладает какой-либо формой, лишь общей потенцией к жизни и процветанию. Свое воплощение воля получает через индивидуацию. Она реализуется в природе, во всех происходящих процессах от неорганических, до духовных процессов человека.
Воля не только побуждает человека, как и все в этом мире к движению и существованию, но также грубо воздействует на его душевную жизнь, на сферу интеллекта. В действительности наш разум окутан иллюзорной уверенностью в том, что сам управляет собой, в то время как он лишь пассивно следует за волей и интерпретирует ее проявления.