Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Артур Шопенгауэр, немецкий философ, представитель волюнтаризма

Биография деятеля

Артур Шопенгауэр родился в 1788 году в Гданьске, на территории Речи Посполитой. Его отец был крайне успешным коммерсантом, посещавшим с деловыми поездками всю Европу, а также весьма образованным человеком. Свое первое путешествие Шопенгауэр совершил в пять лет, когда его семья бежала из Гданьска в Гамбург перед наступлением прусских войск. Вскоре после этого отец отправляет Шопенгауэра на два года во Францию, к своему знакомому, в Гавр. Там будущий философ брал уроки и лучших преподавателей. Возвратившись обратно в Гамбург, Шопенгауэр продолжил образование, сначала в гимназии Рунге, затем в Уимблдоне, во время пребывания в Англии.

Семья Шопенгауэра много путешествует, он посещают не только Британию, но также Францию, Италию, Швейцарию, Бельгию и южную Германию. Большое впечатление на Шопенгауэра производят античные постройки Рима, а также искусство. По возвращении из путешествия семья возвращается в Гданьск, но вскоре Шопенгауэр вместе с отцом отправляется в Гамбург, где его устраивают на работу в коммерческую компанию.

Вскоре отец философа погибает, что оказывается для него тяжелым моральным ударом. В финансовом отношении семья оказывается весьма обеспеченной, настолько что мать Шопенгауэра сначала содержит литературный салон, в котором собирается немецкая богема, а затем сама начинает литературную деятельность. Шопенгауэр же продолжает работать в коммерции до тех пор, пока один из друзей его матери не уговаривает ее позволить сыну продолжить образование.

Артур поступает в Геттингенский университет на факультет медицины, но вскоре переходит на философию. В университете он знакомится со многими известными мыслителями своего времени. После окончания Шопенгауэр отправляется в Берлин, где слушает лекции Фихте, затем вступает с ним в дискуссию и наконец разочаруется в его идеях. В Берлине Шопенгауэр активно изучает естественные науки, лишь юриспруденцию и богословие он обходит вниманием. Позже он пишет свою первую работу «О четверояком корне закона достаточного основания», за которую Йенский университет заочно провозглашает его доктором философии.

«Артур Шопенгауэр, немецкий философ, представитель волюнтаризма» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Вскоре после этого случается первое и единственное серьезное увлечение Шопенгауэра женским полом, он влюбляется в актрису Ягеман и даже хочет жениться, но планы расстраиваются. Артур так и остается холостяком, а кроме того становится женоненавистником и противником брака.

Затем Шопенгауэр создает свой главный труд «Мир как воля и представление», который приносит ему славу и почет. Однако не дождавшись его издания, Артур уезжает в новое путешествие в Италию. По возвращению он устраивается преподавать в Берлинский университет, избрав в качестве своей цели должность профессора кафедры философии. Однако вскоре после начала работы у него случается конфликт с Гегелем, который не оценивает по достоинству лекции философа. Шопенгауэр начинает противостояние и конкуренцию с философом, однако проигрывает в популярности и покидает Берлин. Позже он пытается еще раз заняться преподаванием, но также безуспешно.

Последние годы жизни Шопенгауэр проводит в Франкфурте-на-Майне. В своем доме он собирает богатую библиотеку отдавая предпочтение трудам античных философов, индийскому буддизму и мифологии, Канту, Шекспиру и Гете. Несмотря на то, что Артуру удается удвоить состояние, полученное от отца, живет он скромно, более всего печется о своем здоровье. Главные его сокровища, помимо книг, – это бюст Канта и позолоченная фигурка Будды доставленная из Индии.

Умирает Шопенгауэр от пневмонии, судя по всему, так и не осознав серьезности своего заболевания, непосредственно перед приходом врача, в 1860 году.

Гносеология Шопенгауэра

При разработке теории познания Шопенгауэр исходит из того, что все предыдущие теории тяготели к двум крайностям – либо бесконечно уменьшить число самоочевидных истин, свести все знание к абсолютному тождеству в рационализме, либо напротив, бесконечно их увеличить сделал знание бесчисленным скопищем атомарных фактов в эмпиризме. Истинное же положение вещей, по мнению философа находится в балансе этих двух тенденций, которые ограничиваются принципами гомогенности и спецификации.

Шопенгауэр стремится выявить конечное число самоочевидных истин, для чего разрабатывает закон достаточного основания, который выражается в неотделимости как объекта от субъекта, так и наоборот. Вслед за Кантом мыслитель признает, что объект, познаваемый субъектом и есть представление, из чего делает вывод о закономерной связи между всей системой представлений, которая регламентируется формой самого познания. Из данной посылки Шопенгауэр выделяет четыре закона:

  1. закон причинности,
  2. закон достаточного основания познания,
  3. закон достаточного основания бытия,
  4. закон мотивации.
Замечание 1

Мотивацию (термин был введен самим Шопенгауэром) он рассматривает как внутреннюю причинность, которую нельзя познать через внешнее наблюдение или соотнесение ее с объектами, она присуща лишь самому субъекту и его природе.

В соответствии с законами философ выстраивает и концепцию дерева наук разделяя их на две группы:

  • Априорные науки, изучающие основания бытия и основания познания;
  • Эмпирические науки, рассматривающие учения о причинах, раздражениях и мотивах.

Волюнтаризм

Рассматривая процесс познания, Шопенгауэр отмечает, что хотя перед разумом развертывается лишь мир представление, все же человек постоянно и непосредственно соприкасается с ним как через чувствование, так и через движение, и в этом акте он способен проникнуть в сущность кантовской вещи в себе, которой философ видит волю.

Замечание 2

Мировая воля предстает у Шопенгауэра некоей абсолютной субстанцией, которая стоит вне законов достаточного основания, вне времени и пространства, вне сознания. Она не обладает какой-либо формой, лишь общей потенцией к жизни и процветанию. Свое воплощение воля получает через индивидуацию. Она реализуется в природе, во всех происходящих процессах от неорганических, до духовных процессов человека.

Воля не только побуждает человека, как и все в этом мире к движению и существованию, но также грубо воздействует на его душевную жизнь, на сферу интеллекта. В действительности наш разум окутан иллюзорной уверенностью в том, что сам управляет собой, в то время как он лишь пассивно следует за волей и интерпретирует ее проявления.

Дата последнего обновления статьи: 28.06.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot