Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Протагор о человеке как мере всех вещей

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис
Все предметы / Философия / Протагор о человеке как мере всех вещей
Протагор о человеке как мере всех вещей
Замечание 1

Протагор – это древнегреческий философ, софист, один из родоначальников релятивизма и скептицизма.

Биография Протагора

Жизнь и творчество Протагора приходится на V век до н.э. Протагор был современником таких известных древнегреческих мыслителей как Сократ, Демокрит, Платон. Согласно одной из легенд Протагор в молодости был носильщиком. Когда ему посчастливилось встретится с Демокритом, последний удивился тому насколько рационально уложены дрова в вязанке Протагора и взял его в ученики. Часть исследователей считают данную историю подлинной, другие напротив, анекдотичной, полагая что Протагор был значительно старше Демокрита, и сам мог выступать его учителем.

По своему роду занятий Протагор был софистом – т.е. ученым мудрецом, обучающим своей мудрости за определенную плату. Протагор относился к числу «старших софистов» наиболее уважаемых и маститых представителей своего времени. Однако уже к концу жизни Протагора движение софистов подвергается значительной общественной критике. Большую роль в перемене отношения к софистам сыграла деятельность Сократа По данной теме мы уже выполнили реферат Аксиология Сократа подробнее , который сам некогда был учеником софистов, однако предпочел делиться знаниями с другими совершенно бесплатно.

Готовые работы на аналогичную тему

Помимо меркантильности в вину софистам вменялась их беспринципность. Предполагалось что софисты за плату готовы обосновать любое суждение, что в споре, что в суде и с помощью своего выдающегося ораторского мастерства обосновать его истинность или напротив ложность, в зависимости от собственных интересов или требования заказчика. Сократ рассматривавший в первую очередь вопросы философской этики, нравственности, категорий добра и зла, а также истины, считал подобный подход неприемлемым и потому активно противодействовал софистам, в том числе лично Протагору По данной теме мы уже выполнили реферат Гераклит Эфесский. Реферат подробнее , о чем рассказывается в одноименном диалоге.

Впрочем, и сама система обучения Протагора периодически работала против него и авторитета всех софистов. Так ученик мог заплатит Протагору сразу, либо заключить перед богами договор, согласно которому он заплатит по результатам обучения. Некий Эватл обучался у Протагора красноречию и судебному делу. По договору он должен был заплатить после первого выигранного процесса, однако отказался участвовать в судах и потому считал себя свободным от обязательств. Устав ждать платы Протагор сам подал на Эватла с суд, полагая что тому в любом случае придется заплатить, либо по решению суда, либо по договору. Однако Эватл в свою очередь аргументировал прямо противоположную позицию, ведь если он выиграет, то по решению суда будет свободен от платы, а если проиграет, то условия договора не будут выполнены. Согласно описаниям судьи отказались выносить окончательное решение по этому делу.

Одним из последних сочинений Протагора стало «О богах» в котором он высказал мысль о невозможности познать ни факт существования богов, ни какие-либо достоверные сведения о них. За то это сочинение Протагор был обвинен в богохульстве и был вынужден бежать из Афин, согласно слухам он вскоре погиб во время кораблекрушения по пути на Сицилию.

Учение Протагора

Протагором было написано множество трудов и произведений, однако ни одно из них не дошло до наших дней, а потому сведения об учении Протагора передаются лишь в сочинениях других авторов, главным образом Платона и Диогена Лаэртского.

Согласно позиции Платона Протагор был сенсуалистом, полагавшим, что именно чувства дают человеку достоверную информацию об окружающем мире, и чувствам следует полагаться во всем, использовать их в качестве внутреннего компаса. Основными тезисами учения Протагора являются:

  • Человек есть мера всех вещей;
  • Все есть таким, каким оно кажется нам;
  • О каждом предмете можно высказать два противоположных мнения и каждое из них будет истинным;
  • Человек не может знать ничего определенного о богах.

Рассматривая приведенные высказывания исследователи пришли к выводу, что учение Протагора распространяется далеко за рамки сенсуализма. Протагор не абсолютизирует чувственное познание, напротив, он указывает на его ограниченность, поскольку, хотя каждый человек верит в истинность тех ощущений, которые они даны, последние не совпадают между людьми, для одного человека вода может быть теплой, а для другого холодный, и каждый из них из своей позиции прав.

Утверждая человека и его видение мира в качества точки отсчета, Протагор тем самым ставит вопрос о действительности существовании абсолютной истины, а также о возможности познания мира человеком. И наиболее вероятно Протагор приходит к неутешительным выводам, ведь в то время как каждый человек видит вещь таковой, какая она есть для него, никто ничего не может сказать о вещи самой по себе, какой она является на самом деле безотносительно ее восприятия конкретным лицом. Существование абсолютной истины ставится Протагором под большое сомнение, но даже если такая истина и существует, то согласно его учению, человек не способен ее познать.

Поскольку каждое суждение, вынесенное о вещи является истинным, даже если они противоречат друг другу, значит ни одно из них не отражает тех безотносительных свойств и качеств предмета, которые были бы неизменными и независимыми от наблюдателя, т.е. отражали его сущность. Таким образом вся совокупность человеческих знаний, рассматривается как совокупность мнений о природе и окружающем мире, ценность которых серьезно ограничена рамками опыта и жизненного цикла отдельного индивида или общества.

Протагор и проблема этики

Утверждение Протагора о человеке как мере всех вещей, затрагивает не только вопросы познания мира окружающего, но также вопросы этики, а именно абсолютности или относительности норм морали и права, а также источника этих норм.

В данном вопросе Протагор рьяно выступил против традиционных представлений греческого общества, согласно которым этический эталон был дан обществу богами. Отстаивая свою точку зрения о непознаваемости богов Протагор приводил два аргумента:

  • боги находятся вне возможностей чувственного восприятия;
  • человеческая жизнь слишком коротка, чтобы человек мог что-либо узнать о богах.

Таким образом, Протагор не отрицал саму возможность существования богов, но указывал что человеческие усилия слишком малы, чтобы в действительности познать их. Как следствие источником всех этических норм Протагор провозглашает человека. Однако человек не способен существовать вне социума, а значит не просто отдельный человек, но общество в целом устанавливает этический эталон, что в свою очередь частично снимает противоречия между человеческим и божественным.