Григорий Нисский – родоначальник антропологии. Его учение о человеке рассматривает само устроение индивида на уровне первоэлементов; в аспекте теории познания, а также с точки зрения механики, медицины и психологии.
Антропология Григория Нисского сравнивает человека с образом Божьим: с точки зрения общих вопросов бытия, а также в его отношении к бытию тварного мира и божественному бытию.
Все творческое наследие Нисского – все его труды, можно условно разделить на три группы:
- Догматические труды («Против Аполлинария», «Большой катехизис и т.д.);
- Мистико-аскетические труды («О девстве»);
- Экзегетические («Житие Моисея», «О сотворении человека» и т.д.).
Онтологический аспект
«Об устроение человека» Григория Нисского является произведением, легшим в основу всего святоотеческого учения о человеке. Сочинение состоит из тридцати глав, названия которых весьма точно передают квинтэссенцию размышлений, описанных в каждой главе.
Главным в произведении выступает человек. Антропология тесно граничит с онтологией, которая представляет собой целостный образ бытия и сущего. Бытие, как и общая картина вселенной, рассматриваются с точки зрения взглядов Аристотеля. Автор подчеркивает ограниченность тварного мира, состоящего всего из четырех элементов: огня, воды, земли и воздуха.
Также автор говорит, что и сам человек, как часть материального мира состоит из этих четырех элементов. Но автор подчеркивает, что человек создан именно по образу и подобию Божьему, в чем просматривается идея теоцентризма.
Нисский акцентирует внимание на том, что человек, как часть окружающего мира, часть природы, имеет ту же физиологию, что и многие живые существа.
Тварный мир, по мнению Нисского, материален, но также и состоит из энергий. Нисский противопоставляет две противоположно направленные энергии – земля и небо. А тварь, находящаяся посередине, между этими разнонаправленными энергиями, совмещает в себе обе эти энергии, являясь неким посредником между этими крайностями.
Картина мира по Нисскому представлена единением Бога, человека и тварного мира. Но так как тварный мир лишен свободы воли, то прийти к спасению, преобразиться, он может только при посредничестве человека. Так онтология Нисского плавно перетекает в онтологию спасения.
Средневековому пониманию бытия, Нисский добавляет свои размышления и умозаключения, в результате чего возникают некоторые онтологические новации.
Открытия Григория Нисского в сфере онтологии:
- теория сотворения мира, мыслимого не как миф, но как историческая реальность;
- «моральная причина творения»;
- теория творения «из ничего»;
- теория общих (божественных) и частных (природных) законов бытия;
- теория не временного, а иерархического порядка сотворения мира; теория энергийной природы вещества.
Таким образом, онтология Григория Нисского рассматривает бытие, мир как систему взаимосвязанных элементов: Бога, тварного мира и человека. При этом, Нисский пропагандирует идею спасения и утверждает об историчности возникновения мира из ничего, мира, который живет по божественным и природным законам бытия.
Григорий Нисский рассматривает устроение человека с точки зрения общих вопросов бытия, в его отношении к божественному бытию и бытию тварного мира, в аспекте смысла жизни человека. Онтология Нисского выражается в идеях учения об общих и частных законах творения, учения об апокатастасисе, определении сущности человека как образа Божия. То есть здесь можно говорить о теории трихотомии – синтезе материализма и идеализма, поэтому Нисского нельзя причислить лишь к одному из этих направлений.
Гносеологический аспект
Гносеология также играет немалую роль в произведении Нисского. Нисский утверждает, что только истинный процесс познания может привести человека к Богу, к мысли о том, что человек создан по его подобию.
Автор утверждает, что процесс познания Бога возможен только благодарю познанию человеком самого себя. Нисский связывает антропологию с гносеологией, доказывая взаимосвязь физиологического строения тела человека и процесс познания.
Основные новации Нисского в сфере гносеологии:
- утверждение принципиальной познаваемости Бога;
- принцип конечной непознаваемости вещей и явлений тварного мира;
- Нисский ввел апофатическую категорию «божественный мрак»;
- человек, будучи «образом Божиим», обретает Бога не в космосе или «интеллигибельном космосе», но в глубине своей природы.
Таким образом, гносеология Григория Нисского направлена прежде всего на познание Бога человеком через познание себя самого как части Божественного мира и твари, созданной по подобию Божьему.
Аксиологический аспект
Аксиологический аспект произведения Нисского направлен на понимание ценности Божественного влияния на тварный мир. Так как человек является подобием Божьим, он тоже в какой-то мере ценен и важен.
Главной ценностью существования человека, по Нисскому, является стремление постичь непостижимого Бога, постичь свою душу, ведь душа является самым важным для человека.
Гносеология Нисского тесно связана с онтологией. При этом, сама теория познания Нисского – это символический рационализм. Аксиология Нисского также выражается в стремлении к небесному миру и его отражению в мире реальном. Так, Нисский выделяет два вида музыки: «звучание небесных высот» – это ангельское пение, являющееся прообразом богослужебного пения и «земные звуки-помышления» – это музыка в храме во время службы. Нисский превозносит значимость богослужения, пения во время церковной службы, так как это является в свою очередь отражением пения ангелов – отражением небесного мира, постичь который так стремиться человек.
Также ценностью земного мира Нисский называет Земную церковь, которая трактуется как икона Небесной церкви. Таким образом, аксиологический аспект в произведении «Об устроении человека» проявляется в упоминании всего, что связано с Божественным деянием, с небесным миром, с Богом. Именно поэтому и человек выступает как самоценность, ведь он не только создан по подобию Божьему, но также является вместилищем души – этой небесной эфемерной субстанции, которая является часть небесного мира и облагораживает человека своим присутствием. Поэтому можно сказать, что Нисский в аксиологии ближе к абсолютистско-релятивистской оппозиции, трактующей происхождение ценностей из всемогущества и всеблагости Бога.
Можно добавить, что произведение Нисского явилось своеобразным прорывом в христианской теории медицины. Не смотря на ярко выраженный антропологический характер произведения, нельзя не отметить его вклад в сферу космологии, теоцентризма, а также в развитие и формирование восточно-христианского канона и становление символического реализма.