Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Нравственное состояние человека и социума как критерии духовности

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис
Все предметы / Философия / Нравственное состояние человека и социума как критерии духовности
Нравственное состояние человека и социума как критерии духовности

Нравственный мир человека

Определение 1

Нравственность – это стремление индивида оценивать осознанные действия и состояния человека, основываясь на осознанных нормах поведения, характерных для рассматриваемого индивида и принятых в обществе.

Определение 2

Нравственный и духовный мир человека – это область его внутреннего, субъективного мира, в которой проявляются творческие и индивидуальные способности индивида.

Эти способности выражены через:

  • определенные виды деятельности – создание произведений искусства, разработка новых научных открытий, формулировка оригинальных мировоззренческих позиций и пр.;
  • определенные формы поведения;
  • систему ценностей.

Готовые работы на аналогичную тему

Когда человеку характерен высокий творческий потенциал, то есть он обладает высоконравственным поведением, ориентируется на высшие моральные ценности, то, по сути своей, ему характерна и духовность. Духовное всегда связывают с выходом за границу личных интересов, индивидуальных расчетов и пользы.

К критериям духовности относят два вида духовной деятельности человека, направленных на поиск истины, самопознание и самоопределение истины. Имеют в виду:

  • производство духовных ценностей, выражающееся идеями, образами и законами. Именно эти идеальные образования выступают основными видами духовного производства, то есть науками;
  • искусство, религия, философия, мораль, политика, право;
  • потребление духовных ценностей, в результате чего меняется сознание людей.

Названные компоненты в общественном развитии человеческой духовности трансформируются в достаточно самостоятельные области жизнедеятельности человека.

Замечание 1

Один из наиболее значимых компонентов человеческой духовности – мировоззрение.

Определение 3

Мировоззрение – это совокупность взглядов, оценок, норм и установок, которыми определяется отношение человека к окружающему миру, и выступающих как ориентир и регулятор его поведения.

Сущность мировоззрения составляют:

  • проблема отношения человека к миру в целом;
  • место и назначение человека в мире;
  • решение вопроса, касающегося статуса человека в объективной реальности.

Значение мировоззрения можно определить тем, что оно выступает в качестве объединяющего компонента, обеспечивающего целостность общественного сознания. Посредством мировоззрения общественное сознание в целостном своем виде оказывает влияние на человека, интегрируя все стороны его деятельности и поведения в единую осмысленную жизненную позицию.

Выделяют несколько исторически сложившихся типов мировоззрения:

  • мифологическое – отражение общинно-родовых отношений в космически обобщенном виде;
  • религиозное – дает человеку веру в возможность достижения поставленных целей;
  • философское – делает мировоззрение предметом теоретического анализа, специального изучения и критического осмысления.

Духовность и бездуховность

Мировоззрения выступает не только как основополагающий компонент общественного неиндивидуального сознания, но и как важнейшая составная часть духовной культуры.

Особое свойство духовности – толерантность, то есть умение человека проявлять не только снисходительность, терпимость к кому-либо, но и способность индивида совмещать несколько точек зрения. Наличие толерантности – признак уверенности в себе, осознание своих собственных позиций, не избегающих духовной конкуренции.

Один из истоков русской духовности – святость. Святым считают то, что возвышает бытие человека. Святость, как феномен русской жизни, представляет объединяющее качество отечественной духовности.

Бездуховность, или отсутствие потребности духовного освоения мира, - это малоразвитая, инертная духовная жизнь человека. Частный случай бездуховности – отсутствие нравственных норм.

Бездуховностью считается и нарастающее освобождение общественного сознания от влияния религии, отдаление человеческой жизни от Бога. При потере некоторого высшего нравственного ориентира, человек теряет и свое личностное начало, становясь субъектом рыночных отношений, одним из многочисленных проявлений вещественно-материальной бесконечности.

Еще одно проявление бездуховности – дегуманизация общественной жизни. Индивид превращается в творца массовой культуры, носителя псевдоценностей, становясь эрзац-человеком.

Пути преодоления бездуховности предполагают возвращение человека к актуальности присутствия в его жизни Бога. Осознание этого вопроса совсем не предполагает богообретение. Вера – это таинство, открывающееся не каждому, а только истинно духовной личности. На сегодняшний день все понимают, что необходимо изменить модель отношения человека к миру.

Жизнь и смерть – феномены, которые могут переходить из одного в другое. На это обратили внимание еще в Древней Греции, подчеркнув, что жизнь – это смерть, а смерть – жизнь.

Проблема смерти – один из фундаментальных аспектов бытия человека. Ею задается весь комплекс смысложизненных проблем, совокупность которых составляет философско-теоретическое освоение мира человеком. Сама по себе смерть нейтральна. Например, Эпикур писал, что смерти нет вовсе: «Пока я жив, нет смерти; когда есть смерть – уже нет меня». Смерть в равной степени может быть источником трагедии, если человеком овладел страх погружения в ничто, то есть в небытие, а также источником радости и покоя. В таком случае примером может выступать известнейший диалог Платона «Федон», где описано, как Сократ, за несколько минут до своей смерти, спокойно доказывает своим ученика, что человеческая душа бессмертна.

Иными словами, если рассматривать смерть как конец, некоторое окончательное прекращение человеческого бытия, то она выступает источником страха и отчаяния. Если же воспринимать ее в качестве перехода в иное состояние бытия, в вечную жизнь, то она превращается в источник некоторого жизненного оптимизма. Все это превращает проблему жизни и смерти в философский вопрос.