Основные положения
Любая фирма, которая занимается коммерческой деятельностью, сталкивается с потребительским рынком, занимается поставкой товаров потребителям, обеспечивает информацией, например, цены, гарантии, условия продажи, доставки и другая информация. Действуя на рынке, фирма получает и взаимную информацию, которая поступает от рынка: потребности, конкуренты, спрос, объем продаж, другие характеристики продаж.
Возникает такая взаимосвязанная, комплексная система, которая обеспечивает обмен между фирмой и рынком. Успешность такого взаимодействия часто зависит от факторов, которые влияют на коммерческую деятельность. Факторы бывают, как внутренними, так и внешними.
Фактор коммерческой деятельности – это причина, которая осуществляет влияние на уровень эффективности деятельности коммерческой фирмы.
Рассмотрим внутренние факторы.
Внутренние факторы
Такие факторы возникают от внутреннего воздействия, внутри фирмы.
Внутренние факторы – это те причины, которые образуются внутри фирмы, например, материальные, трудовые, финансовые, производственные, технические, информационные, инвестиционные ресурсы.
Так, к материальным относятся такие ресурсы как основные средства (движимое и недвижимое имущество), оборотные средства (в том числе товарные и материальные ценности, денежные средства фирмы в аспекте дебиторской задолженности, готовая продукция).
Финансовые ресурсы подразумевают денежные средства непосредственно, обращающиеся на предприятии (то есть кассовые) и на расчетных счетах в банковских учреждениях.
Информационные ресурсы – это непосредственно информация, возникающая и обращающаяся внутри фирмы.
Трудовые ресурсы – это кадровый потенциал предприятия, работники и предприятия.
Очевидно, что качество всех перечисленных выше ресурсов оказывает значимое влияние на коммерческую деятельность фирмы. Для выявления наиболее значимых факторов используется анализ с помощью балльно - экспертных оценок, факторного анализа, построения корреляционно-регрессионных моделей, дисперсионного анализа.
Такие методы позволяют определить взаимосвязь выбранных факторов с результативным показателем (прибыль, доходы, объем продаж).
Рассмотрим внешние факторы.
Внешние факторы
Деятельность фирмы зависит не только от внутренних факторов, но и от внешних. Так как деятельность осуществляется на открытом рынке, на определенной территории и в определенных условиях. Такие факторы, внешние причины принято разделять на прямые и косвенные.
Рассмотрим факторы, воздействие которых является прямым:
- покупатели и поставщики, посредники;
- акционеры;
- конкуренты;
- биржи, ярмарки, выставки, форумы;
- банковские учреждения;
- нормативно-правовая база;
- деятельность государственных структур.
Факторы, перечисленные выше, оказывают наиболее сильное влияние на деятельность фирмы.
Наравне с данными факторами следует учитывать и косвенные. Влияние косвенных факторов менее значимо, но в крайних случаях может очень негативно отразиться на фирме и даже привести к банкротствам, при условии сильных и значимых колебаний факторов. Итак, основные косвенные факторы:
- научно-технический прогресс, новые разработки в различных отраслях деятельности;
- экономическая, политическая, социальная ситуация и обстановка в стране, и стране, с которой осуществляется внешнеэкономическая деятельность;
- социальные, культурные тенденции, традиции;
- международные отношения, политическая обстановка.