Экономическая система любой страны включает в себя самые различные сферы. Каждая из них вносит свой вклад в развитие национальной экономики. Основной признак подразделения экономики страны на различные сферы – это их участие в создании ВВП. На базе данного критерия, всю совокупность сфер экономики можно объединить в две основные группы – это:
- материальное производство;
- непроизводственная сфера.
Эти две крупные сферы, в свою очередь, подразделяются на отрасли.
Отраслевая дифференциация промышленности, характеризующаяся возникновением все новых ее отраслей, является объективным и непрерывным процессом, который обуславливается развитием общественного разделения труда (в частности, процессов кооперации и специализации в экономике).
Можно выделить три основополагающие формы общественного разделения труда – это (рис. 1):
- общее разделение труда, которое выражается в разделении производства на крупнейшие сферы производства (агропромышленный комплекс, транспорт, промышленность и т. д.);
- частное разделение труда. Оно проявляется в формировании и развитии самостоятельных отраслей внутри крупнейших сфер производства (сель-ского хозяйства, промышленности и др.);
- единичное разделение труда, которое выражается в разделении труда непосредственно в организации.
Рисунок 1. Основные формы общественного разделения труда
Стоит отметить, что все вышеперечисленные формы общественного разделения труда достаточно тесно между собою взаимосвязаны.
В свою очередь, промышленность включает в себя множество производств и отраслей, тесно взаимосвязанных между собой. Главными признаками, которые отличают одну отрасль промышленности от другой, являются:
- экономическое назначение производимых товаров;
- характер используемых в производстве материалов;
- профессиональный состав кадров;
- технологический процесс и техническая база производства.
По идентичным признакам различаются также и отдельные производства.
Отрасль собой представляет группу качественно однородных хозяйствующих субъектов (организаций, фирм, учреждений), которые в системе общественного разделения труда характеризуются особыми условиями производства, однородной продукцией и выполняют специфические функции в национальной экономике.
Материальное производство в себя включает:
- промышленность;
- лесное и сельское хозяйство;
- транспорт (грузовой);
- связь и коммуникации (обслуживающие сферу материального производства);
- торговля;
- строительство;
- сфера общественного питания;
- информационно-вычислительное обслуживание и т. д.
Непроизводственная сфера включает следующие отрасли:
- жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ);
- транспорт (пассажирский);
- связь (обслуживающая организации непроизводственной сферы и население);
- сфера здравоохранения;
- социальное обеспечение населения;
- сфера образования;
- сфера культуры;
- наука;
- страхование;
- кредитование;
- государственное управление.
В экономически развитых странах, где рецессии и кризисы циклически повторяются, изменения текущей рыночной конъюнктуры наименее затрагивают выпуск новейших высокотехнологичных товаров. Инновационное производство, столь характерное для экономически развитых стран, безусловно, создает мощную основу для простого и безболезненного выхода из кризис-ных ситуаций.
Для РФ в последние более чем два десятилетия характерным является снижение производства прогрессивной техники. Если данная тенденция будет и дальше усугубляться, то в итоге можно и вовсе утратить весь накопленный технологический потенциал, пусть и не столь качественный, и конкурентоспособный (на мировом уровне), однако обладающий принципиальным значени-ем для дальнейшего функционирования экономической системы.
Что касается структуры конечной продукции отечественного машиностроения, то она всегда отличалась значительной «утяжеленностью», а также очень высокой степенью милитаризации. Так, в годы СССР доля военной техники была весьма высокой, при этом резко отставал выпуск потребительских товаров и, в особенности, оборудования, предназначенного для непроизводственной сферы.
Уже в первой половине 80-х гг. прошлого столетия рост производства продукции инвестиционного машиностроения в СССР значительно замедлился и даже полностью прекратился. Во второй половине того же десятилетия начался спад, которые перешел в обвальное падение в $90$-е гг. $XX$ в.
Для оживления, модернизации и дальнейшего развития современной машиностроительной отрасли необходима рациональная политика государства в отношении оптимизации отраслевой структуры. Совершенствование отраслевой структуры сферы машиностроения должно базироваться на глубоком и объективном анализе макроэкономических пропорций экономической системы.
Пропорциональное и научно обоснованное развитие машинострои-тельных отраслей может дать мощный толчок развитию национальной экономики. Экономический рост, при этом, должен основываться на новейших достижениях научно-технического прогресса.
Эффект от совершенствования отраслевой структуры сферы машиностроения проявляется в следующем:
- рост перераспределения и взаимопроникновения ресурсов осваиваемых производств, при одновременном повышении уровня качества продукции, благодаря активному внедрению наукоемких технологий;
- постепенное снижение себестоимости производства, благодаря более эффективному использованию ресурсов;
- импортозамещение;
- развитие инфраструктуры машиностроительной отрасли, а также смежных отраслей.
Экономика отрасли, таким образом, изучает формы проявления в про-мышленности объективных экономических законов, а также методы повышения эффективности общественного производства.
Экономика отдельной отрасли отражает экономическое своеобразие конкретной отрасли, и в частности, место и роль данной отрасли в системе национальной экономики, специфику основного и оборотного капитала отрасли, характер межотраслевых связей, особенности процесса производства, специфику выпускаемой продукции и потребляемого сырья, структуру производственных затрат и т. д.