Понятие и значение цифровой экономики
Происхождение термина «цифровая экономика» относится к 1995 году, когда американский ученый Николас Негропонте, разъясняя коллегам преимущества новой экономики по отношению к старой, применил его для обозначения интенсивного развития информационно-коммуникационных технологий.
В российской нормативной практике предложена такая формулировка понятия цифровой экономики:
Цифровая экономика представляет собой хозяйственную деятельность, ключевым фактором производства которой выступают цифровые данные, позволяющие существенно повышать эффективность технологий, производств, хранения, оборудования, продажу и доставки услуг и товаров посредством их обработки, анализа и использования.
Таким образом, под цифровой экономикой можно понимать деятельность, основанную на развитии компьютерных цифровых технологий (сервисы предоставления онлайн-услуг, интернет-торговля, краудфандинг, электронные платежи и так далее).
В качестве главных элементов цифровой экономики можно обозначить такие составляющие как:
- электронная коммерция;
- интернет-банкинг;
- система электронных платежей;
- реклама в интернете;
- онлайн-игры.
Развитие и внедрение цифровых технологий в повседневную жизнь позволяет устранить из осуществления многих операций посредников. При необходимости совершить платеж не нужно идти в банк, готовую еду и продукты питания можно заказать на дом, погашение кредита можно осуществить онлайн и прочее. Положительное влияние цифровой экономики на жизнедеятельность человека проявляется в следующем:
- во-первых, ускоряется получение потребителем необходимых ему товаров и услуг;
- во-вторых, потребитель экономит средства благодаря приобретению товаров через интернет по более низким ценам;
- в-третьих, потребитель имеет возможность вести бизнес, не выходя из дома.
Всемирным банком обозначаются следующие преимущества цифровой экономики:
- во-первых, увеличение производительности труда;
- во-вторых, рост конкурентоспособности субъектов хозяйствования;
- в-третьих, сокращение издержек производства;
- в-четвертых, формирование новых рабочих мест;
- в-пятых, устранение социального неравенства и бедности.
Однако, цифровой экономике, наряду с положительными сторонами, присущи и некоторые минусы, к числу которых можно отнести следующие:
- наличие киберугрозы, обусловленной проблемой защиты персональной информации;
- проблема «цифрового рабства», выражающегося в использовании информации о людях для управления их поведением;
- увеличение безработицы, обусловленное отмиранием некоторых профессий;
- проблема «цифрового разрыва», выражающегося в расслоении общества в связи с различным уровнем доступа к цифровым технологиям.
Взаимосвязь цифровой экономики с человеческим капиталом
Цифровые технологии, способствующие увеличению скорости передачи информации, активное внедрение в повседневную жизнь программируемых устройств, применение технологий 3D-печати, BigData, способствуют очень быстрому изменению уклада жизни и структуры большинства экономических связей. В отношении рынка труда влияние цифровых технологий выразится в снижении удельного веса рутинных операций и поглощении различных сфер труда интеллектом и новыми цифровыми навыками. Развитие цифровых технологий предъявляет новые требования к системе подготовки человеческого капитала, то есть в первую очередь в образованию. Необходимость участия в мировой цифровой экономике требует подготовки не только программистов и инженеров, но и принципиально новых видов специалистов.
При этом применение цифровых технологий приведет к сокращению занятости в отношении многих профессий, а в дальнейшем приведет к полному их исчезновению. На замену придет потребность в специалистах, способных обслуживать цифровую экономику.
Западные специалисты в кадровом прогнозировании стараются спрогнозировать показатели кадровой емкости в отношении цифровых технологий. Так, британские специалисты подсчитали, что к 2020 году их стране требуется удвоение численности обучаемых инженеров и специалистов в сфере цифровых технологий, российские ученые определили потребность в 4-6 миллионов новых специалистов.
Обладание навыками работы с цифровыми технологиями становится не только требованием к специалистам, принимаемым на работу, но и необходимостью повседневной жизни.
Такие навыки как работа с поисковыми системами, электронной почтой или онлайн-покупками уже недостаточны. В развитых странах постепенно получают реализацию общенациональные программы передачи цифровых технологий людям, которых обучают применению продвинутых программных продуктов. Основы программирования постепенно входят в подготовку учащихся рабочий специальностей, поскольку в дальнейшем им придется работать на оборудовании, управление которым основано на числовом программировании. Кроме того, активное развитие получает самозанятость, которая требует от предпринимателей овладения цифровыми технологиями.
Основная задача государства в этих условиях состоит в переориентировании образовательной системы на подготовку специалистов, отвечающих запросам рынка. Необходимо внедрение в практику обучения актуальных образовательных технологий в форме дистанционного обучения, продолжительной производственной практики, краткосрочных учебных модулей и прочего.
По популярность профессия IT-специалиста в настоящее время находится на седьмом месте рейтинга, в то время как на первом находятся чиновники. Влияние демографического кризиса в дальнейшем будет только способствовать обострению ситуации на рынке труда.
Российская государственная программа подготовки специалистов ориентирована на подготовку в 2020 году 60 тысяч специалистов в области информационных технологий, к 2025 году – 100 тысяч специалистов.