Основные стратегии антикризисного управления
Любая стратегия – это набор эффективных мер по адаптации компании к изменениям внешней среды. Стратегия антикризисного управления позволяет установить, сможет ли и как фирма противодействовать изменениям окружающей среды.
Важным этапом при разработке стратегии антикризисного управления является своевременная и комплексная диагностика состояния компании. С целью выявления причин кризиса осуществляется анализ внешних факторов:
- макросреда (политические, экономические, социальные и технологические факторы);
- конкурентная среда (модель Портера 5P: покупатели, поставщики, внутриотраслевые кон-куренты, потенциальные конкуренты и товары-заменители).
Анализ окружающей среды позволяет определиться с типом стратегии антикризисного управления. В условиях кризиса от руководства предприятий требуется повышенная изобретательность и гибкость в применении различных стратегий. Целью таких стратегий является выход из кризисного состояния. В каждой конкретной ситуации с расчетом на перспективу определяется тот или иной тип стратегии. Выделяют следующие виды стратегий: роста, стабильности и отхода.
Рисунок 1. Виды антикризисных стратегий. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Если компания, которая находится в состоянии кризиса и стремится из него выйти, то целесообразно применение стратегии роста. Но в случае неудачи следует быстро сориентироваться и выбрать стратегию отхода. Стратегия стабильности используется для краткосрочных этапов деятельности предприятия в условиях кризиса и способствует накоплению необходимых ресурсов для осуществления решительных шагов.
Антикризисные стратегии вырабатываются, как правило, для различных функциональных областей компании: маркетинг, производство, финансы, персонал. В процесс принятия стратегии очень важна концентрация всех усилий на поиске оптимального варианта, на реализацию которого потребуется минимальные затрат. Такой проект в перспективе должен окупить вложенные средства.
Разработка антикризисной стратегии
Стратегия антикризисного управления позволяет определить, как компания может проти-востоять условиям окружающей среды и какие меры предпринимает для сохранения своей жизнеспособности.
В общем виде антикризисное управление представляет собой комплекс действий по профилактике, прогнозированию и устранению кризиса. Для этого необходимо разработать антикризисную стратегию компании, которая позволит ей найти пути выхода из кризисных ситуаций.
Разработка стратегии осуществляется в несколько этапов.
Рисунок 2. Процесс разработки стратегии антикризисного управления. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Анализ внешних факторов производится с целью определения причин кризиса. В него входит оценка макросреды компании (политические, экономические, социальные факторы и др.), а также анализ конкурентной среды в рамках модели Портера 5P(покупатели, поставщики, конкуренты внутри отрасли, потенциальные новые конкуренты, товары-заменители). В качестве основного метода оценки выступает SWOT-анализ. Он определяет угрозы и возможности, которые присуще внешнему окружению.
Анализ внутреннего состояния компании – это оценка эффективности текущей стратегии, сильных и слабых сторон предприятия, прочности его позиций на рынке среди конкурирующих фирм и выявления проблем, вызвавших кризис.
Пересмотр основных стратегических показателей предусматривает оценку таких параметров:
- положение на рынке;
- доля рынка;
- объем продаж;
- инновации;
- производительность;
- размер прибыли;
- ресурсы;
- доходность акций;
- управленческие аспекты;
- персонал;
- социальная ответственность
На основе проведенной комплексной диагностики состояния компании осуществляется непосредственный выбор альтернативных стратегий антикризисного управления. Приемлемыми считаются те стратегии, которые позволяют компании выйти из кризиса, сохранив свою репутацию и конкурентоспособность.
При реализации выбранной стратегии особое внимание уделяется мерам тактического или оперативного планирования. Тактические действия должны быть тщательно продуманы, обоснованы и одобрены персоналом компании.
Анализ принятой стратегии – это оценка степени преодоления кризисных ситуаций. Необходимо сравнить состояние компании до кризиса и после, чтобы получить полную картину последствий принятия новой стратегии. Кроме этого следует проанализировать соотношение вложенных средств на разработку стратегии и результатов ее применения.
Методы антикризисного менеджмента
Основными методами антикризисного управления считаются:
- метод «Ручного управления»;
- метод «Оптимальной отчетности»;
- метод «Сжатия во времени»;
- метод «Сокращения затрат»;
- метод «Шоковой терапии»;
- метод «Ва-банк».
Метод «Ручного управления» применяется в случае недостаточного внутреннего контроля. Это приводит к утечке финансовых и материальных ресурсов. Поэтому принимается решение о централизации, концентрации власти в руках собственников компании или их представителей.
Сегодня любая компания не обходится без внутренней отчетности, позволяющей оценивать движение активов и пассивов и информирующая об основных показателях компании. В условиях кризиса требования к содержанию отчетности возрастают, отдельные формы пересматриваются. В первую очередь рассматриваются показатели движения денежных потоков и рентабельности.
Третий метод актуален именно в период кризиса. Необходимо в короткие сроки предоставлять внутреннюю отчетность руководству для принятия необходимых решений.
Сокращение расходов в компании на начальных этапах введения антикризисного управления не должны носить тотального характера. Некоторые текущие издержки являются жизненно важными, их сокращение может привести к негативным последствиям. Рекомендуется сокращать или замораживать расходы, которые связаны с развитием долгосрочных направлений с окупаемостью больше года (НИОКР, маркетинговые мероприятия, капитальное строительство).
Метод «Шоковой терапии» - это сокращение одних затрат и повышение других, которые позволяют получить быструю разовую прибыль. Скорость полученной выручки будет прямо пропорциональна размеру риска.
Последний метод предусматривает привлечение сторонних заемных средств. Но могут возникнуть трудности с получение кредита, особенно для предприятий на грани банкротства.