Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Стратегии и методы антикризисного управления

Основные стратегии антикризисного управления

Определение 1

Любая стратегия – это набор эффективных мер по адаптации компании к изменениям внешней среды. Стратегия антикризисного управления позволяет установить, сможет ли и как фирма противодействовать изменениям окружающей среды.

Важным этапом при разработке стратегии антикризисного управления является своевременная и комплексная диагностика состояния компании. С целью выявления причин кризиса осуществляется анализ внешних факторов:

  • макросреда (политические, экономические, социальные и технологические факторы);
  • конкурентная среда (модель Портера 5P: покупатели, поставщики, внутриотраслевые кон-куренты, потенциальные конкуренты и товары-заменители).

Анализ окружающей среды позволяет определиться с типом стратегии антикризисного управления. В условиях кризиса от руководства предприятий требуется повышенная изобретательность и гибкость в применении различных стратегий. Целью таких стратегий является выход из кризисного состояния. В каждой конкретной ситуации с расчетом на перспективу определяется тот или иной тип стратегии. Выделяют следующие виды стратегий: роста, стабильности и отхода.

Виды антикризисных стратегий. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Виды антикризисных стратегий. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Если компания, которая находится в состоянии кризиса и стремится из него выйти, то целесообразно применение стратегии роста. Но в случае неудачи следует быстро сориентироваться и выбрать стратегию отхода. Стратегия стабильности используется для краткосрочных этапов деятельности предприятия в условиях кризиса и способствует накоплению необходимых ресурсов для осуществления решительных шагов.

«Стратегии и методы антикризисного управления» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Антикризисные стратегии вырабатываются, как правило, для различных функциональных областей компании: маркетинг, производство, финансы, персонал. В процесс принятия стратегии очень важна концентрация всех усилий на поиске оптимального варианта, на реализацию которого потребуется минимальные затрат. Такой проект в перспективе должен окупить вложенные средства.

Разработка антикризисной стратегии

Стратегия антикризисного управления позволяет определить, как компания может проти-востоять условиям окружающей среды и какие меры предпринимает для сохранения своей жизнеспособности.

Замечание 1

В общем виде антикризисное управление представляет собой комплекс действий по профилактике, прогнозированию и устранению кризиса. Для этого необходимо разработать антикризисную стратегию компании, которая позволит ей найти пути выхода из кризисных ситуаций.

Разработка стратегии осуществляется в несколько этапов.

Процесс разработки стратегии антикризисного управления. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 2. Процесс разработки стратегии антикризисного управления. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Анализ внешних факторов производится с целью определения причин кризиса. В него входит оценка макросреды компании (политические, экономические, социальные факторы и др.), а также анализ конкурентной среды в рамках модели Портера 5P(покупатели, поставщики, конкуренты внутри отрасли, потенциальные новые конкуренты, товары-заменители). В качестве основного метода оценки выступает SWOT-анализ. Он определяет угрозы и возможности, которые присуще внешнему окружению.

Анализ внутреннего состояния компании – это оценка эффективности текущей стратегии, сильных и слабых сторон предприятия, прочности его позиций на рынке среди конкурирующих фирм и выявления проблем, вызвавших кризис.

Пересмотр основных стратегических показателей предусматривает оценку таких параметров:

  • положение на рынке;
  • доля рынка;
  • объем продаж;
  • инновации;
  • производительность;
  • размер прибыли;
  • ресурсы;
  • доходность акций;
  • управленческие аспекты;
  • персонал;
  • социальная ответственность

На основе проведенной комплексной диагностики состояния компании осуществляется непосредственный выбор альтернативных стратегий антикризисного управления. Приемлемыми считаются те стратегии, которые позволяют компании выйти из кризиса, сохранив свою репутацию и конкурентоспособность.

При реализации выбранной стратегии особое внимание уделяется мерам тактического или оперативного планирования. Тактические действия должны быть тщательно продуманы, обоснованы и одобрены персоналом компании.

Замечание 2

Анализ принятой стратегии – это оценка степени преодоления кризисных ситуаций. Необходимо сравнить состояние компании до кризиса и после, чтобы получить полную картину последствий принятия новой стратегии. Кроме этого следует проанализировать соотношение вложенных средств на разработку стратегии и результатов ее применения.

Методы антикризисного менеджмента

Основными методами антикризисного управления считаются:

  • метод «Ручного управления»;
  • метод «Оптимальной отчетности»;
  • метод «Сжатия во времени»;
  • метод «Сокращения затрат»;
  • метод «Шоковой терапии»;
  • метод «Ва-банк».

Метод «Ручного управления» применяется в случае недостаточного внутреннего контроля. Это приводит к утечке финансовых и материальных ресурсов. Поэтому принимается решение о централизации, концентрации власти в руках собственников компании или их представителей.

Сегодня любая компания не обходится без внутренней отчетности, позволяющей оценивать движение активов и пассивов и информирующая об основных показателях компании. В условиях кризиса требования к содержанию отчетности возрастают, отдельные формы пересматриваются. В первую очередь рассматриваются показатели движения денежных потоков и рентабельности.

Третий метод актуален именно в период кризиса. Необходимо в короткие сроки предоставлять внутреннюю отчетность руководству для принятия необходимых решений.

Сокращение расходов в компании на начальных этапах введения антикризисного управления не должны носить тотального характера. Некоторые текущие издержки являются жизненно важными, их сокращение может привести к негативным последствиям. Рекомендуется сокращать или замораживать расходы, которые связаны с развитием долгосрочных направлений с окупаемостью больше года (НИОКР, маркетинговые мероприятия, капитальное строительство).

Метод «Шоковой терапии» - это сокращение одних затрат и повышение других, которые позволяют получить быструю разовую прибыль. Скорость полученной выручки будет прямо пропорциональна размеру риска.

Последний метод предусматривает привлечение сторонних заемных средств. Но могут возникнуть трудности с получение кредита, особенно для предприятий на грани банкротства.

Дата последнего обновления статьи: 15.02.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot