Связь государства и рынка труда
Рынок труда является системой общественных отношений, которая отражает уровень развития и баланс интересов между предпринимателями, трудящимися и государством в целом. Это, в свою очередь, ведет к дисстабилизации в обществе как в таковом из-за различия на уровне интересов компонентов единой структуры.
Способствует стабилизации в обществе, а также позволяет добиться приемлемого уровня оплаты труда в различных сферах общественного производства при достижении определенного уровня производительности, необходимого для нормальной жизнедеятельности государства и постепенного обеспечения прироста валового национального продукта, только лишь развитие социального партнерства.
Социальное партнерство является ассоциацией предпринимателей и профсоюзов. В свою очередь, государство в этой структуре выступает в ка-честве работодателя на государственных предприятиях, а также инвестора, который финансирует крупные проекты и программы развития. Государство регулирует интересы партнеров на рынке труда.
Механизм регулирования рынка труда состоит из нормативных, законодательных или коллективно-договорных актов, которыми руководствуются элементы структуры при реализации политики занятости.
Система трудоустройств, которая является регулирующим звеном, включает широкую сеть, состоящую из бюро занятости, банков данных о рабочих местах, целевых программ предприятий, государственных программ помощи в приобретении профессиональных знаний и трудоустройстве желающему работать населению.
Структура рынка труда состоит из трех основным систем, куда входят определенные подсистемы, которые обусловливают процессы формирования и функционирования рынка:
- блок рыночных отношений;
- блок государственного управления и регулирования с помощью организационных мер;
- блок социальной защиты населения.
Элементы структуры рынка труда – это взаимоотношения владельца определенного товара и ее покупа теля. При чем товар предназначен для создания социальных благ в обществе. А это ведет к формированию условий для приобретения каждым индивидуумом определенного статуса в социуме.
Обеспечение социального согласия в обществе зависит от решения государством проблем, которые возникают в области социального партнерства, путем поддержания определенного уровня жизни. Вопрос взаимосвязан-ного регулирования экономических категорий, а именно рынка труда и заработной платы, приобретает особое значение.
Если рынок труда является ведущим звеном, то с помощью политики занятости, можно управлять использованием рабочей силы, а государство в это время формирует реальную политику заработной платы, регулирует доходы на основе их распределения и перераспределения. Если является зара-ботная плата ведущим звеном, то государство может достичь определенной сбалансированности на рынке труда через политику минимальной заработ-ной платы, позволит обеспечить благоприятный социальный климат в стране.
Структура государственного управления рынком труда
Процесс функционирования рынка труда включает в себя исследование правовых, экономических, социальных и морально-психологических факторов.
При исследовании рынка труда мы пришли к выводу, что можно выделить три уровня сегмента регулирования процессом развития:
- государство;
- предприятие;
- общество.
Система функционирования рынка труда включает такие составляющие, как органы государственного регулирования; профессионального образования; организацию инфраструктурного сектора, осуществляющих функции научной и информационной поддержки; организацию сферы трудового посредничества, предприятий и организаций, которые осуществляют производство продукции, работ, услуг, что в дальнейшем использует трудовой потенциал работников.
Государственные органы управления рынком труда включают совокупность органов государственной законодательной, судебной, исполнительной власти, которые регулируют основные социально-экономические отношения в стране, методы управления и механизм их использования.
Основными задачами являются:
- принятие законов;
- контроль за их выполнением;
- выработка и реализация государственной политики в области социально-трудовых отношений;
- регулирования занятости и миграции населения, трудового законодательства, уровня жизни и условий труда;
- рассмотрения трудовых споров.
Государственный центр занятости обеспечивает:
- занятость населения;
- предупреждение массовой и сокращение длительной безработицы;
- создание условий, необходимых для развития трудовых ресурсов.
Исходя из вышесказанного, мы выделили следующие аспекты регули-рования рынка труда на государственном уровне (рис. 1):
Рисунок 1.
Если исключить одно из трех звеньев, то система управления потеряет какой-либо смысл, так как все части составляют единое целое для управления рынка государства и мира в целом.
Биржа труда
Особое место в системе государственного регулирования рынка труда занимает биржа труда (служба занятости, служба содействия найму), являющаяся одной из важных структур рыночного хозяйственного механизма.
Биржа труда — специальное учреждение, осуществляющее посреднические функции на рынке рабочей силы. В большинстве стран биржи руда являются государственными и осуществляют свою деятельность под руководством министерства труда или аналогичного ему органа, вместе с тем на рынке труда наряду с государственными службами занятости функционирует большое число частных посреднических фирм, эффективность деятельно-сти которых очень высока. В США действует около $15$ тысяч таких фирм.
Основные направлениями деятельности бирж труда:
- регистрация безработных;
- регистрация вакантных мест;
- трудоустройство безработных и других лиц;
- изучение конъюнктуры рынка труда и представление информации о ней;
- тестирование лиц, желающих получить работу;
- профессиональная ориентация и профессиональная переподготовка безработных;
- выплата пособий.
Большинство экономистов полагает, что проблема безработицы и других диспропорций на рынке труда может быть смягчена только с помощью комбинации различных средств стимулирования экономического роста, сокращения рабочей недели, создания эффективной системы переподготовки кадров.
Зависимость между безработицей и заработной платой
Важной основой регулирования рынка труда в стране с рыночной экономикой является зависимость между безработицей и заработной платой. Речь идет о так называемой кривой Филлипса, графически отражающей нелинейную зависимость между этими двумя явлениями.
Если допустить, что существует одинаковое соотношение между тем-пами изменения заработной платы и цен, то модель Филлипса может быть преобразована в соотношение между безработицей и темпами изменения уровня цен. Кривая Филлипса дает варианты выбора: или достаточная высо-кая занятость с максимально экономическим ростом, но при быстром повышении цен, или достаточно стабильные цены, но при значительной безработице.
Долгие года кривая Филлипса служила базой социально-экономического регулирования в США и других странах Запада. Многие западные экономисты и сейчас исходят из того, что существуем однонаправленное движение изменений в заработной плате и ценах и разноплановое — между данными величинами и безработицей. Однако было немало примеров, когда безработица и инфляция приобретали не обратную, а прямую связь: несмотря на рост безработицы, цены продолжали расти. Это вызывает критику обоснованности кривой Филлипса как надежного регулятора в экономике.
Перечисленные направления не исчерпывают всех мер воздействия государства на рынок труда. Наряду с ними существуют методы косвенного регулирования рынка рабочей силы: налоговая, денежно-кредитная и амортизационная политика правительства. Кроме того, немалое влияние на рынок труда оказывает и законодательство — о социальном обеспечении, о трудовых отношениях, о равных гражданских правах и т. д.