Транспортная инфраструктура – это совокупность материальных капитальных объектов, которые предназначены для обеспечения транспортного сообщения, осуществляемого по различным путям (автомобильным, железнодорожным, речным, морским, воздушным).
Основные аспекты формирования и развития транспортной инфраструктуры региона
Транспортная инфраструктура в регионах России, как и другие основные фонды, имеет высокий уровень износа – за последние несколько лет он вырос с 51% до 56%. В этой связи региональная транспортная инфраструктура нуждается в ускоренной модернизации, в инновационном развитии транспортной отрасли российской экономики.
В самом общем виде транспортную инфраструктуру можно описать как совокупность объектов и организаций, которые обеспечивают создание благоприятных условий для нормального функционирования производства, обращения товаров, жизнедеятельности людей. В настоящее время транспортная инфраструктура воспринимается как одно из общественных благ смешанного характера.
Состав региональной транспортной инфраструктуры, как правило, включает в себя такие капитальные объекты, как дороги, мосты, туннели, трубопроводы, каналы, аэропорты, аэродромы, взлетно-посадочные площадки, порты, линии связи и электропередач, емкости и резервуары и т.д.
Необходимость развития транспортной инфраструктуры обусловлена тем фактом, что она во многом обуславливает размер и качество экономического потенциала территории, его способность к реализации. В то же время неразвитость и ограниченность потенциала некоторых отраслей экономики способствует снижению спроса на транспортные услуги и отсутствию запросов на обновление транспортной инфраструктуры.
На необходимость и возможность формирования и развития региональной транспортной инфраструктуры во многом влияет такой специфический фактор, как межрегиональная интеграция и нарастание процессов глобализации. Кроме того, ключевой предпосылкой для развития региональной транспортной инфраструктуры являются современные тенденции размещения производительных сил и формирование основных региональных экономических кластеров.
Развитие региональной транспортной инфраструктуры бывает трех видов:
- Модернизационное развитие – заключается в устранении физического износа и морального отставания транспортных средств и других основных фондов транспортной инфраструктуры;
- Инвестиционное развитие – заключается в увеличении пропускной способности и в развитии транспортных сетей для обеспечения большей доступности на всей территории региона;
- Инновационное развитие – заключается в применении современных технологий и технических средств формирования региональной транспортной инфраструктуры, в ее выводе на качественно новый уровень.
В настоящее время экспертное сообщество, полагаясь на имеющийся опыт, утверждает, что программы формирования и развития региональной транспортной инфраструктуры могут быть успешно реализованы в России в условиях стратегического (государственно-частного) партнерства власти и бизнеса. Оно предполагает равноправное участие и баланс интересов всех субъектов в инвестировании и управлении развитием региональной транспортной инфраструктуры. В результате будет установлена солидарная ответственность субъектов за эффективность использования экономического потенциала региона и рост его социальной привлекательности.
Одной из актуальных проблем формирования и развития региональной транспортной инфраструктуры в России является оказание ей негативного воздействия на окружающую природную среду. Транспортные объекты непосредственно прокладывают в лесах, в полях, используются водоемы и воздушные пространства, которым наносится существенный ущерб при создании и эксплуатировании транспортной инфраструктуры.
Характеристика транспортной инфраструктуры Волго-Вятского экономического региона
Волго-Вятский экономический регион – это один из двенадцати экономических регионов страны. Он включает в своей состав пять субъектов Федерации:
- Нижегородская область;
- Кировская область;
- Республика Мордовия;
- Республика Марий Эл;
- Чувашская Республика.
Волго-Вятский экономический регион является растянутым с юго-запада на северо-восток на более чем одну тысячу километров вдоль рек Волга, Ока, Вятка. На территории региона проживает 8,5 млн. человек.
Географическое положение Волго-Вятского экономического региона обуславливает важность развития его транспортной инфраструктуры. Наибольшее значение имеет железнодорожный транспорт, который обеспечивает более двух третей всех межрайонных перевозок. Особенность транспортно-экономических связей Волго-Вятского региона обусловлена его бедностью минерально-сырьевыми и топливными ресурсами. Регион, в первую очередь, обеспечивает интенсивно растущий транспортно-экономический обмен между восточными и западными регионами России.
Тесное взаимодействие с железнодорожным транспортом осуществляет речной транспорт Волго-Вятского региона, развитию которого способствует его географическое положение. Во внутренних грузоперевозках региона широко используется автомобильный транспорт. Однако актуальной проблемой остается недостаток дорог с твердым покрытием в регионе.
В грузообороте региона большее место занимает трубопроводный транспорт (в частности, нефтепроводы и газопроводы).
Таким образом, Волго-Вятский экономический регион располагает широкими транспортными сетями, большим объемом транспортной инфраструктуры. Она играет ключевую роль в экономическом развитии страны, поскольку выступает в качестве посредника между промышленными центрами Урала и добывающими центрами Сибири, с одной стороны, и финансово-экономическими центрами страны – Москвой и Санкт-Петербургом (и таким образом – странами Запада).