Понятие и цели оценки бизнеса
Экономика страны базируется на принципах создания, распределения, сбыта и продажи экономических благ. Основным звеном, обеспечивающим связь между государством и населением, является производственный сектор, представленный различными формами хозяйствования. Большая часть бюджета страны образуется в данной отрасли экономики, кроме того, производство продукции и услуг обеспечивает потребности общества в определенных экономических благах.
Целью деятельности любого предпринимательства на рынке является получение прибыли. Рыночный механизм, действующий во многих экономиках развитых и развивающихся стран, создает для компаний различные уровни конкуренции. Сейчас на большинстве рынков ценовая конкуренция является недееспособной. Потребители ориентируются не только на цену, но и на сервис, дополнительные услуги, доверие к определенной компании, ее продукции, ее репутации. Совокупность этих параметров позволяет покупателю определить потребность в определенном экономическом благе и его ценность для себя. В связи с этим, предпринимателям приходится искать нестандартные пути к повышению интереса к собственной продукции или услугам, что в настоящее время становится одной из ведущих целей предпринимательской деятельности.
Бизнес стал не только средством получения дохода, но и сам выступает как товар, с точки зрения инвестиционной деятельности как самих владельцев компании, так и сторонних вкладчиков.
Для понимания уровня инвестиционной привлекательности хозяйствующего субъекта проводится оценка. Она показывает реальную рыночную стоимость предприятия.
Оценка представляет собой комплекс мероприятий по расчету и обоснованному предоставлению данных о реальной стоимости бизнеса.
Оценочная деятельность может проводиться регулярно с различными целями:
- выставление на продажу предприятия – банкрота;
- определение цен фондовых инструментов, выпускаемых и выкупаемых компанией;
- расчет размера страховых выплат;
- проведение расчетов неденежными средствам, а например, частью капитала;
- оптимизация управленческой и организационной деятельности;
- составление стратегических и тактических планов;
- определение обоснованности инвестиционной деятельности, а так же снижение рисков по ней;
- оценка кредитоспособности предприятия.
Внутренняя оценка предприятия
Оценочная деятельность проводится специалистами в несколько этапов, начиная с изучения специфики конкретного субъекта предпринимательства и заканчивая расчетом математических данных.
Сначала оценщик изучает параметры предприятия, его место на рынке, особенности самого рыночного сегмента, на котором действует хозяйствующий субъект. Далее ведется сбор данных из источников, находящихся на самом предприятии, а так же из внешних информационных сведений.
Затем проводится аналитическая работа, включающая в себя расчеты перспектив бизнеса с учетом факторов внутренней и внешней среды.
Последний этап - это получение конкретных результатов, исследовательской и аналитической работы эксперта. Он определяет цену всего имущественного комплекса, стоимость нематериальных активов. Так же рассчитываются финансовые показатели рентабельности, ликвидности, платежеспособности, баланс. В завершении определяется капитализация, и формируются выводы об общем состоянии копании.
Обычно используется один из трех методов оценки. Рассмотрим каждый из них:
-
Расчет на основе доходов хозяйствующего субъекта. При использовании данного метода стоимость компании тем выше, чем выше получаемая ею прибыль. Здесь оценивается доход в перспективе, при условии успешной деятельности на рынке. Применяется, если предприятие собираются продать, либо рассчитать степень ее инвестиционной привлекательности. Для определения текущей стоимости используют расчет прямой капитализации по формуле:
$V = D/R$, где $V$ – рыночная стоимость предприятия, $D$ – доход за год, $R$ – коэффициент капитализации.
Замечание 1Либо рассчитывается дисконтирование будущего денежного потока. Этот метод применяют, если прогнозируемая прибыль компании будет меняться.
-
Второй метод основывается на учете затрат. Стоимость предприятия рассматривается с точки зрения понесенных затрат, то есть реальная стоимость активов хозяйствующего субъекта не соответствует их рыночной стоимости. Этот метод позволяет оценить каждую группу активов и вычислить сумму реального капитала, вычитанием всех текущих обязательств.
- Метод сравнения с компаниями, занимающимися похожей деятельностью. То есть, стоимость определяется исходя из стоимости конкурентной компании, действующей на том же сегменте рынка. Такой подход применяется редко, потому что сложно найти идентичный хозяйствующий субъект. Кроме того, информация по конкурентам зачастую является неполной.
Комплексная оценка бизнеса
Ни один из вышеперечисленных методов не является универсальным. Оценка бизнеса может выполнять разные задачи, стоящие перед предпринимателем. Для получения наиболее достоверной и точной информации по своему предприятию производится комплексный анализ его деятельности.
Такой подход позволяет оценить успешность хозяйствующего субъекта и классифицировать его по рейтинговой системе относительно подобных предприятий.
Для формирования результата используются данные о финансово – хозяйственной деятельности субъекта, включающие в себя показатели производственного потенциала, рентабельности, состоянии и износе основных фондов, эффективности использования оборотных активов и другие.
Для проведения рейтинговой оценки используется большой массив данных, охватывающий все сферы деятельности компании. Сюда входят показатели прибыльности, оценка эффективности управленческого аппарата, параметры деловой активность субъекта, а так же ликвидность и рыночная устойчивость предприятия.
При комплексном подходе основным показателем эффективности часто выступает динамика изменения рыночной стоимости предприятия. Изменения цены зависят от большого числа факторов внешней и внутренней среды хозяйствующего субъекта. Получается, что стоимость компании является совокупностью эффективности внутреннего управления, правильности взаимодействия с субъектами внешней среды и состоянием внешней среды в целом.