Матрица ЭСИСП – это популярный метод оценивания эффективности (Э) социальных инвестиций (СИ) и социального партнерства (СП). Она выстроена в соответствии с требованиями и критериями международных стандартов социальной отчетности и корпоративной социальной ответственности, учитывая специфику бизнеса в России.
Системой оценки, заложенной в матрице ЭСИСП, используются стандартные данные о социальной политике компаний и не предлагаются никакие дополнительные исследования.
Эффективность СИ и СП оценивают с точки зрения общества, в том числе работников самой организации, а не только внешней социальной среды, а также с точки зрения самого бизнеса.
Оценку производят в соответствии с четырьмя основными направлениями, или векторами СИСП:
Чтобы оценить результаты социального инвестирования корпораций, необходимо различать:
Экономический доход, полученный от социального инвестирования корпораций, проявляется экономией издержек на воспроизводстве капитала здоровья, образовании и воспитании, подготовке рабочих и специалистов, культурно-нравственном капитале. Непосредственный результат – это физический элемент процесса инвестирования, который выражается определенным объемом товарно-материальных ценностей, которые были реально получены участниками инвестиционных трансакций.
Социальный эффект характеризуется разными чертами:
Качественный анализ эффективности социального инвестирования зависит от оценки его полноты и комплексности, которая характеризуется посредством качественного индекса социальных инвестиций. В нем выражается организационная поддержка и информационное обеспечение социальной деятельности компаний.
Осуществляя социальное инвестирование, необходимо разделять их последствия (экономические, социальные и социально-экономические), а также проводить оценку эффективности социальных инвестиций на основании набора показателей, уникальных для каждого произведенного эффекта.
Социальный и социально-экономический эффекты социальных программ выражаются повышением качества жизни граждан и целостного общества. Индикаторами оценки социального эффекта могут использоваться снижение заболеваемости, повышение уровня образованности, снижение численности и состава групп риска, расширение сферы деятельности лиц с ограниченными возможностями, повышение качества природной среды и др.
Индикаторами оценки социально-экономического эффекта используют такие показатели, как количество созданных рабочих мест, количество новых предприятий малого и среднего бизнеса, финансовую устойчивость предприятий, возрастание налоговых поступлений в местный бюджет, сокращение оттока населения с территорий, диверсификация местной экономики и ряд других показателей.
Оценивая социально-экономический эффект корпоративных программ, предпринимались попытки объединения социальных индикаторов и финансовых показателей компаний. Был разработан и внедрялся для социальных предприятий метод коэффициента окупаемости социальных инвестиций. Также применялись методы, которые давали возможность оценивать социально-экономический эффект программ по соответствующим снижениям затрат из государственного бюджета.
Если рассматривать обеспечение необходимого уровня оценки эффективности корпоративных социальных инвестиций, необходимо сказать о нескольких принципиальных моментах.
Во-первых, необходимо организовать действенную систему управленческого учета на предприятии, так как только она может относительно точно дать оценку затрат и результатов социальных инвестиций;
Во-вторых, оценка должна производиться комплексно и всесторонне, важнейшими при этом являются следующие аспекты:
В-третьих, оценка должна включать максимальное разнообразие методов: экономико-математических, социологических, чем обеспечивается должная точность оценки.