Коррупция в экономике
Коррупция – это явление, при котором должностное лицо пользуется своими полномочиями для того, чтобы получить личную выгоду.
Оно распространенно в органах власти, где специалисты на местах обладают широким спектром прав. Так же она проявляется там, где есть статус авторитета, или иные возможности, позволяющие получить нелегальный денежный доход. Некоторые ученые считают, что коррупция возникла по причине отсутствия единого института распределения ресурсов. В разных системах распределение имеет разную природу. В рыночной экономике за данность принимается факт неравенства доходов. В демократическом обществе, наоборот, все граждане признаются равными в правах. На практике чаще действуют смешанные распределительные механизмы.
Коррупция является индикатором неравенства в распределении ресурсов, особенно в отраслях, где действуют частные или государственные монополисты. Рыночная экономика предполагает, что каждый индивид стремится к реализации собственных интересов. При дисбалансе в системе хозяйствования, он может быть заинтересован в оказании влияния на власть. Индивиды влияют на представителей государства с помощью следующих инструментов:
- Предложение взятки.
- Следование установленным нормам и законам.
- Использование личных или родственных связей.
- Применение силы убеждения.
- Судебные тяжбы, продвижение судебных предписаний.
- Инициация пересмотра решений в рамках закона.
- Использование угроз.
Основным инструментом коррупции является взятка. Она создает агентские отношения между двумя участникам. Стоит отметить, что глобально взятка может вписываться в рамки закона, но использоваться для убыстрения процессов или решения определенных задач.
Коррупция обычно рассматривается в правом аспекте, но она оказывает влияние и на экономику. Иногда коррупция позволяет преодолеть барьеры, которые сложно преодолеть согласно закону.
Лоббизм в экономике
Лоббизм представляет собой форму влияния на властные органы с целью принятия выгодных для лоббистов решений.
Это явление может проявляться на международном уровне. Лоббизм осуществляется легальными и нелегальными методами. К законным методам относят:
- Подача петиций.
- Массовая рассылка писем в органы власти.
- Проведение анализа законопроектов.
- Формирование общественного мнения.
Так же легальным методом считается оказание финансовой поддержки политику, выступающему за выполнение определенных законопроектов. Средства можно вносить в избирательную кампанию, либо в благотворительные фонды. Запрещенными методами считается подкуп или взятка.
Причинами появления лоббизма считаются потребность власти в информации и появление в общественных группах определенного интереса. То есть, доступность информации определяет возможности государственных органов. Если они могут получить необходимые данные самостоятельно, то проблема лоббизма снимается. Лоббизм может проявляться в судебной системе. В развитых странах лоббизм ограничен на законодательном уровне достаточно жестко. Страны Европы используют более мягкий подход к регулированию лоббистский организаций. В большинстве развивающихся стран лоббизм никак не ограничен.
Лоббизм может пользоваться прямыми и непрямыми методами. Прямые методы подразумевают непосредственный контакт с властными органами. Примером могут послужить встречи с политиками, чиновниками, а также передача личных сообщений и официальных писем. Непрямой метод заключается в мобилизации общественных масс для освещения определенных идей.
Институциональный анализ лоббизма и коррупции
Лоббизм и коррупция оказывают влияние на властные органы, используя различные методы. Эти явления настолько давно существуют, что сегодня выработаны целые институты, регулирующие их влияние. Если управление лоббизмом варьируется от жестких форм до отсутствия любого вмешательства, то коррупция обычно пресекается с обязательным административным или уголовным наказанием.
Коррупция считается разрушительным явлением, которое ведет к образованию теневых отношений, не соблюдению законов, различным злоупотреблениям. С другой стороны, она позволяет преодолевать высокие барьеры. Предприниматели могут использовать взятки для убыстрения принятия различных административных решений. Кроме того, коррупция снимает неопределенность. Совершив оплату, субъект получает гарантию выполнения действий, на которые он рассчитывает.
Лоббизм так же имеет положительное и отрицательное влияние не институциональные связи в экономике. К положительному влиянию относят:
- Создание конкуренции между политическими партиями.
- Самоорганизация общественных движений, выражающих мнение населения.
- Поддержка интересов меньшинств.
- Свобода социальных негосударственных структур.
- Активизация политических процессов и явлений.
- Расширение информационной базы принятия политических решений.
Однако, лоббизм обладает рядом недостатков. Если иностранное лобби достаточно сильное, то оно может перевесить мнение национальных лоббистов, что становится разрушительным для стабильности страны. Также лоббизм способствует формированию институциональных структур, постоянно продвигающих собственные интересы во власть. Чиновники лоббисты стремятся к продвижению наиболее выгодных идей. Иногда лоббизм может сдерживать принятие важных законопроектов, которые могли бы принести положительные социально-экономический эффект.
Таким образом, лоббизм и коррупция стимулируют создание институциональных связей, которые становятся рабочими благодаря интересам обеих сторон отношений. Субъекты, обращающиеся к власти, получают простой и надежный способ достижения собственных интересов. Чиновники и иные должностные лица используют свои полномочия для личных целей, решения собственных проблем и обогащения. С одной стороны, такое положение дел облегчает взаимодействие частного сектора и государства. С другой стороны, оно ведет к дисбалансу, нарушению законов, бесправию остальных субъектов.