Институт рыночной экономики – это совокупность правил, норм, организаций, которые функционируют для достижения координации деятельности хозяйствующих субъектов и сокращения трансакционных издержек.
Сущность институтов
Институты определяют основу деятельности различных экономических субъектов, их важнейшая роль в обществе связана с обеспечением сбалансированности ценовых сигналов, посылаемых рынком, и соблюдения условий заключении сделок. В основе экономических отношений лежит взаимодействие экономических субъектов в части производства и перераспределения материальных блага, что требует определенных знаний. Полученные знания влияют на индивидуальное поведение каждого экономического агента. Увеличение объема поступающей информации приводит к возрастанию доли трансакционных издержек и повышению уровня институционального развития общества. Так, институты через нормы и правила напрямую воздействуют на поведение индивидуумов и косвенно позволяют получать информацию относительно природы поведения экономических агентов, их жизнеспособности и действий. Из этого следует, что институт – это своего рода ограничитель, направляющий и координирующий поведение индивидуумов, который предостерегает их от совершения противоправных действий.
Институты невозможно рассматривать отдельно от общества и существующих в нем взаимосвязей отдельных его элементов. Как социальная система институт конструируется людьми, отражая их поведение и волю. Характерные черты структуры институтов связаны с механизмом ее самосохранения и самоконтроля. Чем выше системная и институциональная неопределенность, тем больше нарастает напряженность в структуре.
Классификация институтов и механизмы их появления
В зависимости от механизма появления можно выделить формальные и неформальные институты, которые отличаются нормативно-закрепленными механизмами: нормативными или регуляторными актами в одном случае, договорами и контрактами – в другом.
В зависимости от распространения и временных периодов функционирования институтов, основных целей системы и ее подсистем, а также механизмов их самосохранения выделяют различные виды институтов, характерных для определенных исторических периодов.
По субъектному признаку институты делятся на институты государства, предприятий и различных форм предпринимательства, бирж, банков, инвестиционных и консалтинговых компаний, страховых и пенсионных фондов. Так, на микроуровне совокупность предпринимателей, производителей и финансовых посредников организуют работу предприятий, выполняя функции по обслуживанию соответствующей инфраструктуры. Макроуровень представлен государством, домохозяйствами, а также международными институциональными организациями, выступающими основными субъектами, которые выполняют функции по координации системы.
В экономической литературе описаны различные подходы относительно механизма создания эффективной системы институтов.
Широкое применение получила теория, подразумевающая автоматический перенос институтов. При макроэкономическом реформировании и создании соответствующей структуры институтов допускается автоматический перенос правил и норм поведения подобного общества. Институциональные реформы стран СНГ свидетельствуют о том, что реальная экономическая действительность и процессы, характерные для стран с переходной экономикой, в действительности намного сложнее. Для них типично преобладание негативных экономических тенденций, создающих ограничения для деятельности экономических субъектов и нарушающих равновесие системы, что вызывает возникновение конфликтов. Основной недостаток стабилизационных программ связан с пренебрежительным отношением к созданию системы рыночных институтов. Многие эксперты сходятся во мнении, что успех функционирования зарождающейся рыночной экономики во многом определяется ее институциональным устройством, а не степенью экономической либерализации.
Институциональное реформирование
Институциональное реформирование – это комплекс преобразований, которые направлены на изменение всей совокупности элементов институциональной системы в обществе.
Кумулятивное изменение институциональной системы, в том числе перемены ее норм и правил поведения (начиная от низших и заканчивая высшим уровнем иерархии), необходимы для процессов дальнейшего экономического развития. Приватизации предприятий отводится ключевая роль в формировании эффективной организации управления фирмами, она позволяет ликвидировать убыточные предприятия, создавая мотивацию реальным производителям. Процессы формирования правовых институтов позитивно влияют на проведение приватизации, что способствует возрастанию производительности труда и росту производственной эффективности.
Закрепление функциональных связей экономических субъектов на институциональном уровне определяет границу доступа к определенным ресурсам в обществе. Степень успешности трансформационных процессов зависит от преобладающего типа связей.
Институциональное реформирование с странах СНГ было затруднено по следующим причинам:
- отсутствие первоначальных средств для организации институциональных преобразований;
- негативные результаты проводимых трансформаций вызвали недоверие среди населения к действиям правительства;
- правовая неопределенность, нестабильность в обществе и правовая незащищенность населения стали причиной правового беспредела внутри общества, безнаказанности отдельных лиц.
Преодоление перечисленных негативных тенденций в странах СНГ требует решения проблемы создания системы институтов, подрывающей господствующее положение олигархических и коррумпированных группировок. С этой целью вновь складывающаяся институциональная система должна учитывать невозможность перерождения таких институтов, которые дают преимущества отдельным группам людей.