Поведение фирмы в экономике
Поведение фирмы – это закономерности функционирования предприятия в крупных хозяйственных системах.
Проблемами поведения фирмы занимается теория фирмы. Это направление в экономической теории, которое объясняет и предсказывает природу поведения организации на каждом этапе ее существования.
Рыночная экономика допускает разнообразие форм собственности и видов деятельности. Цель компания на рынке – реализовать свой потенциал и получить максимально допустимый доход в заданных условиях. Достижение удовлетворительного результата требует формирование четкого представления о ресурсах компании, факторах влияния, организации эффективного управления, прогнозирования, планирования и других аспектов деятельности. Теоретический подход рассматривает то, как ограничивается размер и выпуск различных компании. Это определяется умением сочетать доступные факторы производства и применять их наиболее эффективным способом.
Рыночная структура влияет на поведение фирмы. Анализ среды является основополагающим при исследовании работы компании. Поведение фирмы рассматривается в условиях определенности в момент максимизации прибыли. Максимизация прибыли рассматривается как равенство между предельными издержками и предельной выручкой. При исследовании поведения учитываются так же такие факторы как:
- Ценообразование.
- Объем выпуска продукции.
- Стратегия на долгосрочный период.
- Тенденции к росту объема продаж.
Поведение фирмы в зависимости от вышеперечисленных параметров может быть конкурентным или стратегическим. Конкурентное поведение предполагает подчинение организации законам рынка. Оно оправдано для рынков совершенной конкуренции или тех из них, где конкуренция работает. Стратегическое поведение направлено на исследование предполагаемой реакции конкурентов.
Поведение фирмы в условиях совершенной конкуренции
Совершенная конкуренция имеет ряд отличительных характеристик, приближающих ее к идеальной модели рыночных отношений. Особенностями совершенной конкуренции являются:
- Отдельные потребители и фирмы не могут влиять на цену.
- Коллективное поведение устанавливает равновесную цену.
- Низкие барьеры входа и выхода на рынок.
Рынок может самостоятельно прийти в равновесие через установление баланса между предложением и спросом. В условиях совершенной конкуренции предприятие выступает в роли ценополучателя. Спрос на продукцию равен объему выпуска. В результате общая выручка зависит от объема выпуска. Если он увеличивается, то соответственно растет и доход и наоборот. Чтобы определить уровень производства, при котором конкурентная фирма будет получать максимальную прибыль, применяется два подхода – сравнение общей выручки и совокупных издержек и сравнение предельной выручки и предельных издержек.
Первый способ показывает определенный уровень расходов и доходов. Если доход опустится ниже этого уровня, то предприятие будет убыточным. Однако, если рынок установит цену ниже той, которая сможет окупать расходы продавца, то для предприятия есть варианты остаться наплаву. В краткосрочном периоде компания может продолжать функционировать, так как это не скажется на ее доходности, а вот в долгосрочном периоде необходимо пересмотреть политику компании, либо исследовать вариант с закрытием фирмы. Чтобы максимизировать доход, необходимо поддерживать равенство средних издержек среднему объему выпуска, либо равенство предельных издержек предельному объему выпуска. В долгосрочном периоде оптимальным считается равенство между предельной выручкой, предельными и средними издержками.
Поведение фирмы в несовершенной конкуренции
Несовершенная конкуренция характеризуется асимметричностью рыночной информации. Это ведет к тому, что не все участники имеют равный доступ к рынку, кто-то из них обладает большими преимуществами и большей рыночной властью. В результате этого складываются монополии, олигополии и монополистическая конкуренция. Рыночная экономика характеризуется тем, что каждый участник стремится к максимизации собственного дохода. В долгосрочном периоде этого можно добиться захватив рыночную власть.
Ограниченная конкуренция характеризуется следующими параметрами:
- Высокие барьеры входа и выхода.
- Неполнота рыночной информации.
- Ориентация производства на дифференцированную продукцию.
- Взаимозависимость участников рынка.
В условиях монополии фирма является единственным продавцом. Она может влиять на рынок через цену или объем выпуска. Однако и для нее существует равновесная цена. Она формируется тогда, когда фирма выходит на объем выпуска, который может быть полностью потреблен.
Олигополия склонна монополизировать рынок через явный или неявный сговор. Явный сговор и создание картелей в большинстве стран запрещено, хотя до сих пор существуют государства, где деятельность картелей является основой экономики. Равновесие на рынке олигополии достигается тогда, когда каждый участник обретает свою долю участия. Цена у каждого производителя держится примерно на том же уровне, что и у его конкурентов. Это происходит из-за того, что манипулирование ценой может привести к усилению конкуренции или потери части рынка сбыта.
Монополистическая конкуренция отличается тем, что несмотря на большое количество продавцов каждый участник стремится максимизировать доход и захватить свой сегмент рынка. Здесь преимущество формируется за счет создания дифференцированного товара, то есть таких свойств, которые будут отличать его от конкурентных благ. Поведение фирм в условиях несовершенной конкуренции должно учитывать некоторые аспекты. Например, примерный доход становится ниже цены единицы продукции. Объем производства неравен такому же в условиях совершенной конкуренции. Так же продавцы имеют возможность проводить политику ценовой дискриминации, то есть устанавливать разные цены на одни и те же товары для разных групп покупателей.