Совершенная конкуренция
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Тема 4. Совершенная конкуренция.
4.1. Основные типы рыночных структур.
4.2. Общие условия оптимального выбора фирмы.
4.3. Выбор фирмой – совершенным конкурентом оптимального объёма производства.
4.1. Основные типы рыночных структур.
Практика хозяйствования в развитых странах дала современному миру разнообразные типы рыночных структур. Они различаются, прежде всего, по количеству и размерам фирм, производящих данный продукт, условиям вхождения в данную отрасль и выхода из неё, доступности информации о данном рынке и действиях конкурентов и, в какой-то степени, характером продукции.
Общая экономическая теория разделяет конкуренцию на совершенную и несовершенную. В свою очередь в рамках несовершенной конкуренции выделяются такие рыночные структуры как:
монополистическая конкуренция;
олигополия;
Кроме этого, рынки могут быть монополизированными и тогда говорят о такой рыночной структуре как чистая монополия.
Чтобы понять принципиальное различие между названными типами структур, следует чётко уяснить основные признаки совершенной конкуренции, а затем, отталкиваясь от них, можно будет подчеркнуть особенности каждой из названных структур.
При совершенной конкуренции рынок состоит из очень большого количества продавцов (множество мелких фирм), конкурирующих друг с другом. Продукция в этом случае предлагается однородная, стандартная, покупателей множество. Отдельный продавец не может оказать заметного влияния на цену, в силу чего она складывается под влиянием спроса и предложения, а продавец воспринимает рыночную цену как заданный параметр. Кроме этого, не существует принципиальных препятствий для входа в отрасль и выхода из неё. Информация о ценах, технологиях, доходности данного бизнеса вполне доступна.
Такой тип рыночной структуры не характерен для современной экономики, за исключением некоторых рынков (некоторых сельхозпродуктов, например). Большинство отраслевых рынков отличается тем, что некоторые условия совершенной конкуренции на них не выполняются. А раз так, то речь идёт уже о несовершенной конкуренции.
Чистая монополия. Это противоположная совершенной конкуренции структура рынка. Термин «монополия» используют часто, говоря об очень крупной фирме («Форд», например). Но нас чистая монополия интересует как тип поведения фирмы. Отличительной особенностью такого типа поведения является то, что фирма может диктовать свои условия на рынке определённого товара. В этом случае фирма является единственным производителем какого-либо товара. Скорее всего, она производит уникальную продукцию. Информация о данном рынке оказывается недоступной для потенциальных конкурентов и ограниченной для потребителей, имеются практически непреодолимые барьеры на входе в отрасль. Всё это позволяет фирме контролировать предложение товара и устанавливать цену, обеспечивающую максимум прибыли фирме.
Нельзя однозначно говорить, что фирма господствует на рынке, потому что захватила его и далее препятствует вступлению в отрасль конкурентов. На самом деле может быть ситуация, когда господствующее положение фирмы имеет вполне законные предпосылки. Например, конкурентам трудно войти в отрасль из-за того, что это требует огромных капиталовложений, а действующая фирма уже имеет низкие издержки. Кроме этого, если фирма оказывается разработчиком и собственником какой-то уникальной технологии, то государство в течение определённого промежутка времени будет защищать такого монополиста.
Фирма может оказаться монопольным владельцем того или иного сырья, что и обеспечит ей монопольное положение на рынке. В некоторых случаях само государство предоставляет фирме право монопольного продавца в том случае, если речь идёт о продукте, услуге, которые нецелесообразно или иногда и невозможно разделить (связь, газоснабжение в отдельном небольшом городе и т.п.). В целом же вполне возможно, что сама конкуренция привела к монополизации рынка.
Монополистическая конкуренция относится, как и олигополия, к промежуточным рыночным структурам. Она предполагает множество фирм, которые производят разнородную, с точки зрения покупателя, продукцию, но похожую с точки зрения продавца. Товары одной группы являются близкими заменителями, например, разные безалкогольные напитки. В этом случае фирмы стараются убедить покупателя, что именно их товар обладает какими-то уникальными свойствами в данной группе. Убеждают они с помощью качества исполнения, дизайна, упаковки, предпродажного и послепродажного обслуживания и другими способами, среди которых, прежде всего, следует отметить рекламу.
Принципиальных препятствий для вхождения в отрасль в этом случае нет, если достаточен капитал, но фирма обычно выходит на рынок с каким-то своим продуктом, и поэтому у неё могут возникнуть проблемы с реализацией продукта с новой маркой.
Такие условия при монополистической конкуренции не позволяют фирмам контролировать цены на рынке, и они устанавливаются в ходе взаимодействия спроса и предложения. Тем не менее некоторое влияние на цену такие производители оказывают, т.к. производят дифференцированный продукт.
Под олигополией понимают рынок, на котором в качестве продавцов представлено несколько крупных фирм. Они могут производить как разнородную, так и однородную продукцию. Вход на данный рынок затруднён, прежде всего, размерами необходимого для этого капитала и контролем уже действующих фирм над новейшими технологиями в данной отрасли. Фирмы достаточно жёстко конкурируют друг с другом, тщательно следя за соперниками. Принимая решения по своему ценообразованию, фирмы-олигополисты оценивают возможную реакцию конкурента. Типичным примером олигополии является, например, рынок моющих средств.
4.2. Общие условия оптимального выбора фирмы
Фирма, решающая задачу оптимального выбора не зависимо от типа рынка, на котором она работает, руководствуется как минимум двумя правилами. Первое: для фирмы есть смысл производить какой-то объём продукта, при котором выручка от его продажи покрывает переменные издержки. Логика здесь следующая: при нулевом объёме производства фирма имеет постоянные издержки и они автоматически становятся убытками. Если фирма принимает решение о производстве какого-то объёма продукта, то она будет нести переменные издержки, связанные именно с этим объёмом. Если установившаяся цена по величине меньше этих переменных издержек, то к убыткам, которые фирма имела от понесённых постоянных издержек добавятся та часть переменных издержек, которую фирма не смогла восстановить из-за низкой цены. Поэтому в такой ситуации лучше иметь нулевой объём производства. При нём убытки будут меньше, чем при любом другом. Это скорее не правило оптимального выбора, а условие производства.
Второе, и это уже основное правило оптимального выбора: оптимальным будет тот объём, при котором MR=MC. Это означает, что фирма должна изменять объём производства до тех пор, пока при каком-то его значении предельный доход не сравняется с предельными издержками. Если MR больше MC, объём нужно увеличивать, а если наоборот, то объём нужно уменьшать.
Указанное правило в разных для фирмы ситуациях может оп разному трактоваться. В тех случаях, когда при сложившейся рыночной цене какие-то объёмы фирмы могут быть прибыльными, это равенство указывает на тот объём, при котором прибыль фирмы будет максимальной. Если при действующей цене нет прибыльных объёмов, то это правило будет указывать на тот объём, при котором убытки фирмы будут минимальными.
Для рассмотрения особенностей конкурентного поведения фирмы в различных рыночных структурах, прежде всего, познакомимся с понятиями валового, среднего и предельного дохода.
Под валовым доходом (TR) понимают общую выручку фирмы, получаемую ею от продажи своей продукции. При любом уровне продаж, она получается путём перемножения цены единицы продукции на её количество
Средний доход (ATR) – это часть суммарной выручки, приходящаяся на единицу продукции, т.е. фактически – это цена единицы продукции (P).
Предельный доход (MR) - это приращение к валовому доходу (добавочный доход), вызванное продажей ещё одной дополнительной единицы продукции.
4.3. Выбор фирмой – совершенным конкурентом оптимального объёма производства.
Следует обратить внимание на то, что, когда описывают закономерности оптимального выбора, то оперируют двумя рынками. Первый – это отраслевой рынок. В анализе он нужен потому, что именно он задаёт фирме внешний параметр, которым она управлять не может, но должна его учитывать. Речь идёт о рыночной цене. На этом рынке цена может измениться, и фирма окажется в новой для себя ситуации, с которой она должна будет считаться.
Второй рынок – это рынок отдельной фирмы. Раз это рынок, то на нём есть спрос на продукцию данной фирмы и её предложение со стороны фирмы. В модели фирмы спрос совпадает с линией цены. С этой же линией совпадает кривая MR и AR, т.к. все свои единицы продукции фирма будет продавать по одной и той же цене. Кривая предложения фирмы будет совпадать с той частью кривой предельных издержек, которая находится выше линии пересечения MC и AVC. Соответственно равновесие фирмы будет находиться в точке пересечения MR и MC.
Логично предположить, что каждую единицу продукции, предельный доход от которой превышает её предельные издержки, следует производить, ибо она приносит экономическую прибыль. Фактически мы просто сравниваем то, что принесла нам эта добавочная единица продукта с тем, сколько мы на неё затратили. Если первое превышает второе, то это обеспечивает приращение совокупной экономической прибыли или уменьшение убытков. Обратимся к данным таблицы 4.2.
Табл. 4.1. Динамика издержек фирмы в краткосрочном периоде
Показатели общих издержек
Показатели средних издержек
Кол-во
прод.
(ед.)
Q
Сумма постоян. издерж.
FC
Сумма перемен.издерж
VC
Сумма общих издерж.
TC=
(2)+(3)
Средн. пост. издержки
AFC=
(2) / (1)
Средн.
перемен. издержки
AVC=
(3) / (1)
Средн. общие издержки
ATC=
(5)+(6)
Предел. издержки
MC=
TC/Q
(1)
(2)
(3)
(4)
(5)
(6)
(7)
(8)
50
50
-
-
-
-
1
50
45
95
50,00
45.00
95,00
45
2
50
85
135
25,00
42,50
67,50
40
3
50
120
170
16,67
40,00
56,67
35
4
50
150
200
12,50
37,50
50,00
30
5
50
185
235
10,00
37,00
47,00
35
6
50
225
275
8,33
37,50
45,83
40
7
50
270
320
7,14
38,57
45,71
45
8
50
325
375
6,25
40,63
46,86
55
9
50
392
442
5,56
43,55
49,11
67
Табл.4.2. Максимизация прибыли конкурентной фирмы на основе
сопоставления предельного дохода с предельными издержками
(за основу взяты данные таблицы 4.1)
Колич-во продукт
Средние постоян. издержки (руб)
Средние перемен. издержки (руб)
Средние общие издержки (руб)
Предельн
издержки (руб.)
Предельн. доход =цена продукта (руб)
Совокуп эконом. прибыль (руб)
-
-
-
-
-
-50
1
50,00
45,00
95,00
45
60
-35
2
25,00
42,50
67,50
40
60
-15
3
16,67
40,00
56,67
35
60
+10
4
12,50
37,50
50,00
30
60
+40
5
10,00
37,00
47,00
35
60
+65
6
8,33
37,50
45,83
40
60
+85
7
7,14
38,57
45,71
45
60
+100
8
6,25
40,63
46,86
55
60
+105
9
5,56
43,55
49,11
67
60
+98
Величины средних и предельных издержек в данной таблице перенесены нами из таблицы 4.1. Цена продукта определена в 60 руб. Именно она и является предельным доходом, т.к. каждая проданная единица приносит фирме дополнительно именно 60 руб. Какую информацию дают нам данные таблицы 4.2? Прежде всего, обратим внимание на то, что при всех уровнях производства предельный доход (60 руб.) превышает средние переменные издержки, т.е. они окупаются и остаётся определённая сумма для оплаты постоянных издержек. Таким образом, фирме лучше производить какое-то количество продукции, чем не производить ни одной единицы продукции.
Производство с третьей по девятую единицу продукции приносит экономическую прибыль, т.к. предельный доход этих единиц продукта превышает не только средние переменные издержки, но и средние общие издержки, что позволяет полностью оплачивать из этого дохода и переменные, и постоянные издержки. Первые две единицы продукта позволяют оплатить полностью только переменные издержки, поэтому такое производство убыточно.
Как видим из таблицы, экономическая прибыль максимизируется при условии, когда предельный доход (цена) наиболее близка к предельным издержкам (в идеальном варианте они равны). В нашем случае это происходит при производстве восьмой единицы продукта, которая обеспечивает совокупную экономическую прибыль в 105 руб.
Таким образом, отвечая на вопрос, при каком объёме производства конкурентная фирма максимизирует прибыль, мы должны ответить, что при таком, при котором MR равен MC Графическая интерпретация применения данного метода дана на рисунке 4.1
Сравниваем графически предельные издержки и цену (предельный доход). В нашем случае предельные издержки приблизительно равны предельному доходу при объёме в 8 единиц. Именно эта точка и показывает уровень производства, при котором максимизируется прибыль. В данной ситуации фирма производит 8 единиц продукта, каждую из которых она продаёт за 60 руб., при этом средние общие издержки составляют 46,86 руб. Таким образом, реализуя каждую из 8 произведённых единиц продукции, фирма будет иметь на каждой из них 13,14 руб. прибыли, а совокупная экономическая прибыль составит чуть более 105 руб.
На графике прибыль на единицу продукции – это разница между ценой (вертикальная пунктирная линия) и издержками (часть этой вертикальной линии выше точки пересечения её с кривой средних общих издержек). Заштрихованная область – это совокупная прибыль.
Посмотрим теперь, как применяется данный метод в случае минимизации убытков фирмы. Для этого предположим, что рыночная цена из-за конкуренции понизилась до 41 руб., и составим таблицу 4.3.
Табл. 4.3. Минимизация убытков конкурентной фирмы на основе
сопоставления предельного дохода и предельных издержек.
Колич.
Продукта
Средн. Постоян
Издерж
ки (руб)
Средн. перемен издерж-ки (руб)
Средн. общие издержки (руб)
Предел. издерж-ки (руб)
Предел.
доход = цена (руб)
Совок.. эконом. прибыль (руб)
-
-
-
-
-
-50
1
50,00
45,00
95,00
45
41
-54
2
25,00
42,50
67,50
40
41
-53
3
16,67
40,00
56,67
35
41
-47
4
12,50
37,50
50,00
30
41
-36
5
10,00
37,00
47,00
35
41
-30
6
8,33
37,50
45,83
40
41
-29
7
7,14
38,57
45,71
45
41
-33
8
6,25
40,63
46,86
55
41
-47
9
5,56
43,55
49,11
67
41
-71
Полученные данные позволяют утверждать, что средние общие издержки при любом объёме производства превышают предельный доход и это говорит об убыточности любого производства. Тем не менее, вести речь о закрытии данного производства нецелесообразно. Дело в том, что при объёме производства в 6 единиц убытки фирмы минимизируются. Сравнивая предельный доход и предельные издержки, мы видим, что они наиболее близки друг к другу именно при таком объёме (в нашем случае они равны 41 и 40 руб.). Таким образом, используя метод сравнения предельного дохода и предельных издержек, мы получили такой же результат, как и при использовании метода сравнения валовых издержек и валового дохода Убытки минимизируются при объёме производства в 6 единиц. Этот убыток (29 руб.) значительно меньше, чем при нулевом производстве (50 руб.). Поэтому не следует в этих условиях останавливать производство. Оптимальным объёмом выпуска будет именно 6 единиц продукта.
На рисунке 4.2 представлена графическая интерпретация минимизации убытков фирмы при цене в 41 руб. На графике видим, что при всех объёмах производства средние общие издержки выше предельного дохода. Значит любой объём производства убыточен. Но убытки минимизтруются в точке пересечения кривой предельных издержек и цены (предельного дохода). Эта точка находится на уровне примерно 40-41 рубля, но при этом уровень средних валовых издержек при таком объёме равен 45,83 руб. Разница между этими двумя величинами составляет убыток фирмы от продажи каждой из 6 единиц продукции. Причём, при таком объёме производства он минимальный. Перемножив эту величину на количество продукции получим совокупный убыток.
Представим себе, что цена могла оказаться в 37 руб. Какова в этом случае будет стратегия фирмы? Тридцать семь рублей – это минимальные средние переменные издержки, Проведя на графике линию, показывающую этот уровень цен (пунктирная линия), мы получим точку касания её с кривой средних переменных издержек. В этой точке установившаяся цена позволяет окупить только переменные издержки, причём полностью. Если цена упадёт чуть ниже, то даже переменные издержки не будут полностью окупаться. В этом случае фирма будет минимизировать свои убытки путём закрытия. Таким образом, указанная точка является точкой закрытия фирмы.
Фирма - совершенный конкурент работает на рынке, параметрами которого она управлять не может. Она всего лишь одна из очень многих фирм на данном рынке. В конечном итоге она может оказаться на рынке в трёх ситуациях. Первая ситуация – это когда цена позволяет ей иметь прибыль, и она решает задачу её максимизации. Если такая ситуация на данном рынке станет типичной, т.е. большинство фирм, представленных на рынке будут иметь прибыть, то данный рынок станет привлекательным для входа на него. Число фирм на рынке увеличится из-за чего рыночное предложение вырастет, а цена понизится. Фирма может оказаться во второй ситуации и будет безубыточно, т.е. будет иметь только нормальную прибыль. Если предложение и дальше будет расти, а цена падать, то фирма окажется в третьей ситуации и будет решать проблему минимизации убытков. Если в свою очередь такая ситуация для многих фирм на данном рынке станет типичной, то какая-то часть фирм с данного рынка будет уходить, что приведёт к снижению предложения и росту цены и фирма окажется безубыточной, а в дальнейшем и прибыльной. Далее ситуация для фирмы развернётся и процесс пойдёт в обратном направлении. Таким образом в коротких периодах времени фирма может быть прибыльной, безубыточной или убыточной, но все же, если она рынке удерживается, то в долгосрочном периоде она будет безубыточной. Это означает, что она не будет иметь экономической прибыли.
В этой связи возникает вопрос о целесообразности вхождения на рынок. Ответ на этот вопрос нужно рассматривать в двух аспектах. Прежде всего, смысл вхождения на рынок состоит в том, чтобы уловить прибыть в коротком периоде при благоприятной цене. Во-вторых, не имея в длинном периоде экономической прибыли фирма имеет нормальную прибыль, которая устраивает собственника фирмы.