Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Тема 1. Основы теории спроса и предложения.
1.1. Понятие спроса. Индивидуальный и рыночный спрос.
1.2. Понятие предложения. Индивидуальное и рыночное предложение
1.3. Взаимодействие спроса и предложения. Рыночное равновесие.
1.4. Теория эластичности и её прикладное значение.
1.1. Понятие спроса. Индивидуальный и рыночный спрос.
Спросом называют то количество товара, которое потребители готовы приобрести по разным ценам в данный момент времени (за определенный период). Говоря о спросе, различают его качественную и количественную стороны. Качественная сторона спроса связана с потребностями людей. Следует обратить внимание на то, что, когда говорят о желании потребителя приобрести определённое количество товара, то имеют в виду не любую, а платёжеспособную потребность. Таким образом, спрос потребителя характеризуется не столько тем, что он хотел приобрести, сколько тем, что он на самом деле способен купить в данной ситуации. В этой связи спрос можно определить как платёжеспособную потребность.
Количественная сторона такого явления как спрос связана с понятием величины (или объёма спроса). Величина спроса определяется тем максимальным количеством данного блага, которое покупатель может преобрести в данный момент (за определённый период времени) при данных условиях. Потребитель принимает решение о покупке в конкретный период времени и находится в определённой среде. На его решение влияют определённые факторы, которые будут рассмотрены ниже. Действие самих факторов определяет спрос, а его величину определяют конкретные значения этих факторов. Пока в анализе мы ограничимся таким фактором как цена блага.
Спрос фактически выражает ряд альтернативных возможностей потребителя. Если мы возьмём для анализа индивидуального покупателя блага (товара или услуги), то обнаружим, что между его желанием приобретать этот товар и ценой на него существует вполне определённая связь. Чем ниже цена товара, тем большее его количество (при прочих равных условиях) готов купить покупатель. Альтернативные варианты возможностей покупателя можно представить, прежде всего, в виде таблицы (см.табл 2.1).
Табл.2.1.Индивидуальный спрос.
Цена единицы товара (руб.)
Объём спроса в неделю (ед.)
А
50
5
В
40
10
С
30
20
Д
20
30
Е
10
50
Спрос покупателя на благо удобно отображать также и в виде графика. В нашем случае на основе данных таблицы 2.1 построим график, отображённый на рисунке 2.1. По вертикальной оси отложим цену единицы товара (обозначим её как Р, а по горизонтальной его количество – Q). Спрос обозначают как D.
Рис.2.1. Кривая спроса
Табличное и графическое отображение спроса не даёт нам представления о том, какая из комбинаций цены и количества блага, включённых в таблицу спроса или представленных на графике реально существует на рынке. Эти данные показывают всего лишь намерения покупателя.
На рынке товара представлен, как правило, не один покупатель, а определённое их количество. Поэтому следует наряду с индивидуальным спросом выделять рыночный спрос. Его величина определяется посредством суммирования величин спроса, предъявляемого каждым потребителем при разных возможных ценах. Предположим, что на рынке блага Х присутствуют в качестве покупателя ещё два субъекта. Индивидуальный спрос каждого из них отразим в таблице 2.2., дополнив данные таблицы 2.1.
Табл.2.2. Определение рыночного спроса путём
суммирования объёмов индивидуального спроса.
Цена единицы
(руб.)
Объём индивидуального спроса
Рыночный спрос
(ед.)
Д1
Д2
Д3
А
50
5
10
15
В
40
10
15
5
30
С
30
20
25
10
55
Д
20
30
40
20
90
Е
10
50
60
35
145
Кривую рыночного спроса на благо Х мы получим путём горизонтального совмещения кривых индивидуального спроса. Принцип такого совмещения представлен на рисунке 2.2.
30 40 20 90
Рис. 2.2. Кривая рыночного спроса как сумма кривых индивидуального спроса.
Разумеется, на рынке любого блага представлены, как правило, не три покупателя, а гораздо большее их количество, Это было допущением, позволившим продемонстрировать переход от индивидуального спроса к рыночному. Чтобы получить реальный рыночный спрос на рынке товара Х, следует просуммировать индивидуальные спросы всех покупателей, т.е. осуществить ту же процедуру, что в таблице 2.2 и на графике 2.2, но уже в гораздо больших масштабах. Для упрощения этой операции предположим, что на рынке блага Х имеется 1000 покупателей и каждый из них готов приобрести одинаковое количество блага Х по каждой из разных цен и их желание совпадает с желанием нашего первого покупателя. Ясно, что это будет допущением, т.к. скорее всего каждый из покупателей при разных ценах будет желать приобрести разное количество блага, но такое допущение вполне корректно с позиций целей, которые мы ставим в нашем анализе.
При введённом допущении рыночный спрос на благо Х будет определяться путём умножения величин спроса со стороны первого покупателя, представленного в таблице 2.2, на количество покупателей (т.е. 1000), что и иллюстрирует таблица 2.3.
Табл. 2.3. Определение рыночного спроса.
Цена единицы товара (руб).
Объём спроса одного покупателя
Число покупателей
Общая величина рыночного спроса (ед.)
А
50
5
1000
5000
В
40
10
1000
10000
С
30
20
1000
20000
Д
20
30
1000
30000
Е
10
50
1000
50000
На рисунке 2.3 представлена кривая рыночного спроса со стороны 1000 покупателей блага Х (по вертикали отложена цена в руб., а по горизонтали объём спроса в тыс. единиц товара).
Рис. 2.3. Рыночный спрос.
Как видно из положения кривой рыночного спроса на графике, связь количества блага с ценой обратная (в этом случае говорят о том, что кривая имеет отрицательный наклон). Если независимая переменная – цена будет расти, то зависимая величина - количество блага Х падать, а если цена будет снижаться, то количество покупок расти. Эту закономерность экономистами принято выражать в виде закона спроса.
Закон спроса.
Суть закона спроса выражается следующим образом: спрос на товар, представленный в количественном выражении, при прочих равных условиях находится в обратной зависимости от изменения цены товара.
Действие этого закона обычно объясняют как минимум тремя причинами:
здравым смыслом покупателя;
действием принципа убывающей предельной полезности;
действием эффектов дохода и замещения.
Поясним сказанное. Для потребителя цена является своеобразным барьером, мешающим ему купить товар и чем она больше, тем меньше товара покупатель пожелает приобрести. Низкая цена усиливает его желание приобрести товар.
Принцип убывающей предельной полезности проявляется в том, что каждая последующая единица продукта приносит всё меньшее и меньшее удовлетворение (сравните удовлетворение от первого купленного телевизора, второго, третьего).
Действие эффектов дохода и замещения являются более глубокими, доступными на более высоком уровне экономического анализа причинами действия закона спроса. Более глубоко мы проанализируем эти эффект после того, как познакомимся с проблемами потребительского выбора. На данном этапе анализа будет достаточно понимания эффектов дохода и замещения, предложенного ниже.
Эффект дохода указывает на то, что снижение цены на данный продукт при неизменном доходе потребителя увеличивает покупательную способность этого дохода. Потребитель, не уменьшая потребление других (альтернативных) товаров, может позволить себе купить больше данного товара. В случае роста цены на данный товар эффект будет противоположный: Если потребитель не уменьшит потребление других товаров, то ему придётся из-за роста цены на товар Х уменьшить его потребление.
Эффект замещения проявляется в том, что потребители склонны заменять дорогие продукты более дешёвыми. Если цена товара Х падает, то у потребителя появляется стимул приобрести дешёвый товар вместо аналогичных товаров, которые теперь стали относительно дороже. Как правило, эффекты дохода и замещения совмещаются. Это приводит к тому, что у потребителя возникает возможность и желание покупать большее количество продукта по более низкой цене, чем по высокой.
Проиллюстрируем это примером. Снижение цены на говядину повышает покупательную способность дохода потребителя, что позволит ему покупать больше говядины (действует эффект дохода). Кроме этого, покупка говядины в этой ситуации становится относительно более заманчивой и её начинают покупать вместо варёной колбасы, мяса птицы и т.п. (действует закон замещения). В целом действие этих эффектов приводит к действию закона спроса. Потребители по более низкой цене покупают больше говядины, чем при более высокой цене.
Изменение величины спроса и изменение спроса. Детерминанты спроса.
Когда мы выстраивали кривую рыночного спроса на товар Х, то делали допущение, состоящее в том, что на поведение потребителя в его желании приобретать данный товар оказывает влияние цена. На самом деле кроме цены действуют и другие факторы, которые влияют на покупки. В этой связи важно разделять ценовые и неценовые детерминанты спроса (факторы, определяющие спрос).
Ценовая детерминанта спроса не меняет (при прочих равных условиях) положение кривой спроса.
В этом случае на графике рыночного спроса (рис.1.3) мы будем двигаться вдоль кривой спроса, реагируя на изменение цены товара (например из точки В в точку С или наоборот на рисунке 2.3). В этом случае изменяется значение функции спроса.
Когда говорят о функции спроса, функции, определяющей спрос в зависимости от влияющих на него различных факторов, то имеют в виду, прежде всего, именно цену единицы блага в данный момент. Поэтому функцию спроса можно c определёнными допущениями обозначить как Qd=f(P). При таком допущении число принимаемых во внимание факторов сокращается до минимума. Другие факторы считаются неизменными.
Действие неценовых детерминант спроса приводит к изменению положения кривой рыночного спроса. В этом случае изменяется сама функция спроса.
Каждый из названных факторов ставит спрос на данный товар в новое положение, отличное от того, в котором он находился в ситуации, когда действовал только ценовой фактор, а неценовые не действовали. На графике рыночного спроса (рис.2.3) его новое положение выражается в сдвиге кривой спроса вправо или влево. Кривая спроса может переместиться, например, в положение D2 (спрос уменьшился) или положение D1 (спрос увеличился). Сравните это с ситуацией движения вдоль кривой спроса.
Покажем, как влияет каждый из названных факторов на спрос.
Доход потребителя (I).В целом повышение дохода приводит к увеличению спроса (кривая спроса сдвигается вправо), а снижение дохода приводит к уменьшению спроса (кривая спроса сдвигается влево). При этом следует иметь в виду, что потребители при росте их доходов, могут действительно увеличивать потребление товара. Такой товар называют товаром высшей категории или нормальным товаром. Спрос на такой товар находится в прямой зависимости от изменения дохода. Примером таких товаров является аудио- и видеоаппаратура, качественные ликёроводочные изделия, нежирное мясо, качественная и дорогая одежда и т.п. Большое количество товаров как раз и являются нормальными товарами. Но есть и другие товары. Если доход вырастает до определённого уровня, то потребитель, скорее всего, сократит потребление, например, маргарина., потому, что он будет иметь возможность больше потреблять сливочного масла, вместо варёной колбасы он будет покупать вырезку говядины. Маргарин и варёная колбаса в этом случае являются примером товаров низшей категории, т.е. товаров, спрос на которые изменяется в противоположном изменению дохода направлении.
Количество покупателей (N). Увеличение на рынке продукта Х числа покупателей ведёт к повышению спроса (сдвиг кривой вправо), а уменьшение числа покупателей сокращает спрос (сдвиг кривой влево).
Потребительские вкусы или предпочтения (Z) могут изменяться под действием ряда факторов, например, рекламы, моды, Зачастую вообще трудно объяснить, почему вкусы изменились, и просто констатируется это изменение. Если речь идёт о благоприятных для данного продукта изменениях в потребительских вкусах, то спрос возрастёт и, наоборот, неблагоприятные изменения вызовут уменьшение спроса.
Потребительские ожидания (W) относительно будущих цен на товары. Этот фактор может как уменьшить спрос, так и увеличить его. Если потребители ожидают повышения цен на данный продукт, то, скорее всего, они, «упреждая» его, повысят закупки данного продукта (спрос вырастет). Если ожидания потребителей связаны с возможным понижением цен, то покупатели скорее всего отсрочат покупки (спрос понизится). Кроме этого, если покупатель ожидает в будущем повышения своего дохода, то он в меньшей степени будет ограничивать текущие расходы (спрос повысится), если его ожидания будущих доходов связаны с их снижением, то он будет ограничивать свои текущие расходы (спрос понизится).
Цены на товары-субституты (Psub) (взаимозаменяемые в потреблении товары). Если два продукта являются взаимозаменяемыми, то существует прямая связь между ценой на один из них и спросом на другой. Например, если цена на сливочное масло выросла, то спрос на его заменитель – маргарин также будет расти. Если цена на кофе упала, то спрос на чай, скорее всего, будет также падать. Если дорожают авиаперевозки, то растёт спрос на железнодорожные перевозки.
Цены на комплементарные товары (Pcom). Комплементарными продуктами называют такие, которые взаимодополняют друг друга, сопутствуют друг другу. Если цена на один из таких товаров растёт, то спрос на комплектарный, дополняющий первый товар, будет падать и наоборот. Например, если цена на видеомагнитофоны падает, то повышается спрос на видеокассеты, если растёт цена на бензин, то спрос на машинное масло будет падать.
Таким образом, функцию спроса можно определить как зависимость спроса от соответствующих всем факторам величин: Qd=f(P, I, Z, W, Psub, Pcom, B), где В – прочие факторы.
1.2. Понятие предложения. Индивидуальное и рыночное предложение.
Предложением называют то количество товара, которое его производители готовы продать по каждой из возможных в данный момент времени (или за определённый период) цене. Следует различать качественную и количественную стороны предложения. Когда говорят о качественной стороне, то имеют ввиду не просто желание производителя продать, а его реальную готовность произвести сделку по продаже доставленного на рынок товара.
Количественная сторона предложения связана с понятием величины (или объёма) предложения. Величина предложения определяется максимальным количеством товара, приготовленного для продажи в данный момент времени (или за данный период). На предложение влияет множество факторов. Они определяют само предложение. Конкретные значения величин этих факторов определяют величину предложения. Основные факторы предложения будут рассмотрены ниже, пока ограничимся таким как цена единицы товара.
Предложение выражает ряд альтернативных возможностей производителя. Если мы возьмём индивидуального производителя, то обнаружим, что между его возможностью предложить рынку данный товар и ценой на него существует вполне определённая связь. Чем выше цена товара, тем большее его количество (при прочих равных условиях) будет готов предложить производитель.
Альтернативные варианты возможностей производителя также как и в случае со спросом можно представить в виде таблицы (таблица 2.4)
Табл.2.4. Индивидуальное предложение.
Цена единицы
товара (руб)
Объём
предложения
(ед.)
K
50
450
M
40
400
N
30
300
G
20
250
F
10
50
Отображение индивидуального предложения удобно представлять также и графически. В нашем случае, основываясь на данных таблицы 2.4, построим график предложения (см. рис.2.4). Кривая предложения (обозначим её как S) показывает альтернативные варианты производителя, его намерения. Она имеет положительный наклон, говорящий о прямой связи количества продукта и цены на него. Чем больше цена, тем больше продукта готов предложить рынку производитель и, наоборот, уменьшение цены приведёт к снижению предложения.
Рис.2.4. Индивидуальное предложение.
Предложение показывает не только, какое количество продукта будет предложено к продаже по разным ценам (при постоянстве прочих факторов), но и какими должны быть цены, чтобы побудить производителя предлагать то или иное количество товара. С позиций производителя этот момент является важным.
Понятно, что на рынках большинства товаров представлен не один производитель, а определённое их количество. Поэтому есть смысл наряду с индивидуальным предложением говорить и о рыночном предложении. Его величина определяется посредством суммирования величин предложения каждого из производителей, работающих на рынке данного товара. Предположим, что на рынке, кроме нашего первого производителя, представлены ещё два. Индивидуальное предложение трёх производителей отобразим в таблице 2.5, дополнив данные таблицы 2.4.
Табл.2.5. Определение рыночного предложения путём
суммирования индивидуального предложения.
Цена единицы товара (руб)
Индивидуальное предложение товара
Рыночное предложение товара (ед.)
Д1
Д2
Д3
K
50
450
350
450
1250
M
40
400
300
400
1100
N
30
300
200
350
850
G
20
250
150
200
600
F
10
50
50
100
Кривую рыночного предложения мы получим путём горизотального совмещения кривых индивидуального предложения, что отображено на рисунке 2.5.
На рынке данного товара представлены, конечно, не три производителя (в большинстве случаев, хотя и такая ситуация возможна), поэтому, чтобы получить реальное рыночное предложение на рынке данного товара следует просуммировать индивидуальные предложения всех производителей, т.е. осуществить ту же операцию, которая отображена на рисунке 2.5, но в гораздо больших масштабах. Чтобы упростить эти действия, предположим, что на рынке имеется 100 производителей товара Х и каждый из них готов предложить по каждой из указанных цен одинаковое количество продукта, и их возможности совпадают с возможностями нашего первого производителя.
В этом случае процесс определения общего рыночного предложения товара будет определяться путём умножения величин предложения, представленного в таблице на количество производителей (т.е. 100), что и иллюстрирует таблица 2.6.
Таблица 2.6. Определение рыночного предложения.
Цена единицы товара
(руб.)
Предложение одного продавца (ед.)
Количество продавцов на рынке
Рыночное предложение (ед.)
K
50
450
100
45 000
M
40
400
100
40 000
N
30
300
100
30 000
G
20
250
100
25 000
F
10
50
100
5 000
Полученные в таблице значения рыночного предложения представим графически в виде кривой рыночного предложения (обозначим её как D) 100 производителей товара Х., представленной на рисунке 2.6.
Рис.2.6. Рыночное предложение.
Как видим, между ценой на товар и возможностями производителей предложить на рынок данный товар, существует вполне конкретная, а именно, обратная связь. Её принято выражать в форме закона предложения. Он утверждает, что с повышением цены соответственно вырастает и величина предложения; со снижением цены сократится также и величина предложения.
Такая связь вполне понятна. Более высокая цена служит для производителя стимулом к расширению производства. Более высокая цена позволяет покрывать возрастающие при расширении производства издержки производства. На более высоком уровне анализа указанная связь цены и величины предложения будет обоснована в рамках теории фирмы.
Изменение величины предложения и изменение предложения Детерминанты предложения.
Как и в ситуации со спросом, следует различать влияние на предложение ценовых и неценовых детерминант. Изменение цены на продукт приведёт к переходу из одной точки на постоянной кривой предложения в другую (например, из точки N точку G и наоборот на рис. 2.6). Неценовые факторы меняют положение кривой предложения. На рисунке 2.6 кривая S перемещается в положение S2 (предложение увеличилось) или в положение S1 (предложение уменьшилось). Причиной изменения формы кривой предложения может быть изменение хотя бы одной из неценовых детерминант.
Рассмотрим кратко влияние каждой из указанных детерминант на предложение.
Цены на ресурсы (Pr). Речь в данном случае идёт о тех ресурсах, которые используются для производства данного продукта. Если цены на ресурсы снизятся, то снизятся издержки производства продукта, а предложение увеличится (кривая предложения переместится вправо). Наоборот, если цены на ресурсы увеличатся, то издержки производства данного продукта также увеличатся, а предложение уменьшится (кривая предложения переместится влево). Например, если цены на металл, лакокрасочные изделия, используемые в производстве автомобиля, вырастут, то это приведёт к сокращению предложения автомобилей по каждой из цен и, наоборот, предложение автомобилей вырастет, если цены на данные ресурсы понизятся.
Число продавцов (N). Если в данную отрасль в качестве производителей будут вступать новые фирмы, то предложение данного товара вырастет. Если же произойдёт сокращение числа производителей (они будут уходить из данной отрасли), то предложение уменьшится (кривая переместится влево).
Технологии (K). Совершенствование технологии производства продукта равнозначно снижению затрат на его производство. Более совершенные технологии позволяют более рационально использовать ресурсы и производить единицу продукта с меньшими затратами. Даже, если цены на ресурсы не уменьшались, применение более совершенных технологий позволит увеличить предложение.
Налоги и дотации (T). Повышение налогов или введение новых (на продажи, на собственность и т.п.) приведёт к сокращению предложения. Если налоговое бремя будет снижаться, то предложение вырастет. Почему? Дело в том, что предприятие (фирма) рассматривает большинство налогов как издержки производства. Дотации иногда называют налогом наоборот. Если государство субсидирует производство, например, товаров для детей, то оно фактически этой субсидией покрывает часть затрат (издержек) данного производителя. Такие производители получают возможность увеличить предложение данного товара. Отмена дотации равнозначна увеличению издержек и в этом случае предложение уменьшится.
Цены на другие товары (Ps). Изменение цен на альтернативные данному продукту товары может изменить его предложение. Например, снижение цен на картофель вполне может побудить сельхозпроизводителя в Нечерноземье больше производить и предлагать на рынок льна по каждой из возможных цен. Если цены на молоко падают, то производитель, скорее всего, будет предлагать рынку большее количество мяса.
Ожидания будущей цены (E). Ожидание более высоких цен может вызвать рост предложения, а ожидаемое снижение цен приведёт к снижению предложения. Хотя вполне возможно, что производитель в первом случае как раз сократит предложение ,придерживая продукт, до времени ожидаемого повышения цен на него. Таким образом, действие этого фактора не столь прямолинейно, как других.
Как и в случае со спросом функцию предложения, показывающую зависимость объёма предложения от факторов его определяющих, можно записать в упрощённом виде: Qs=f(P). В этом случае все факторы кроме цены принимаются как постоянные. Развёрнутая формула функции предложения может быть представлена следующим образом: Qs=f(P, Pr, N, T, Ps, E, B), где В – прочие факторы. Если изменяется цена единицы товара, то это приведёт к изменению значения данной функции предложения. Если же изменяется какой-нибудь другой фактор предложения, то произойдёт изменение всей функции предложения.
1.3. Взаимодействие спроса и предложения. Рыночное равновесие.
Анализ спроса и предложения, взятых по отдельности, позволил нам сделать определённые выводы по поводу намерений потребителей покупать продукт по тем или иным ценам и намерений производителей предлагать определённое количество продукта на рынок. На следующем этапе анализа спроса и предложения предстоит выяснить, как взаимодействуют спрос и предложение на рынке и как в процессе этого взаимодействия определяется реальная цена данного продукта и количество реально продаваемого и покупаемого продукта.
Как видно из данных таблицы 2.7 и графика на рис.2.7, при той или иной цене желание покупателей и возможности производителей расходятся. Но в то же время на графике хорошо видно, что существует все же одна комбинация цены и объёма продукта, при которой интересы производителей и потребителей совпадают. В точке Т объём спроса соответствует объёму предложения. Эта точка показывает равновесную цену и равновесный объём продукта.
Табл.2.7. Рыночный спрос и рыночное предложение.
Цена единицы товара (руб.)
Рыночный спрос
(ед. продукта)
Рыночное предложение
(ед. продукта)
50
5000
45000
40
10000
40000
30
20000
30000
20
40000
25000
10
50000
5000
Равновесная цена – это цена, уравновешивающая спрос и предложение, т.е. такая, при которой желания покупателей приобретать товар и возможности производителей продавать товар совпадают. Установление равновесной цены происходит в результате действия рыночных сил. Это равновесие как бы нащупывается через взаимодействие цены спроса и цены предложения. В этом взаимодействии объём спроса и объём предложения приспосабливаются друг к другу.
Любая, отличная от равновесной, цена возможна, но неизбежно должна привести к определённым изменениям на рынке. Предположим, что на рынке в какой-то момент установилась цена в 20 руб., т.е. меньшая, чем равновесная.
В этом случае предложение оказывается ниже спроса, т.е. возникнет недостаток продукта (относительный дефицит). Потребители фактически будут конкурировать за товар, предлагая надбавки к цене, благодаря чему она будет двигаться в направлении равновесной цены. Более высокая цена позволит производителям увеличить предложение. Таким образом, рыночная ситуация будет развиваться в направлении точки Т, т.е. рыночного равновесия.
Если цена на рынке установится выше равновесной, то на нём возникнет излишек продукта в объёме 10 тысяч. Производители, стремясь реализовать произведённый продукт и конкурируя за потребителя, будут фактически сбивать цены на него. Реагируя на снижение цены, потребители будут увеличивать объём закупок. А в целом рыночная ситуация будет развиваться в направлении рыночного равновесия, т.е. точки Т.
В условиях развитой рыночной экономики цена предложения не может значительно расходиться с ценой спроса, а объём предложения с объёмом спроса. Конкурентные силы предложения и спроса синхронизируются и уравновешивают реальную цену без значительных её колебаний.
Предложенный выше механизм синхронизации предложения и спроса является простейшей иллюстрацией рыночного механизма. При этом важно иметь в виду, что мы пока говорили только о ценовой детерминанте спроса и предложения, в результате действия которой изменялись величины спроса и предложения, но само предложение и спрос не изменялись. Что будет с рыночным равновесием, если начнут действовать неценовые детерминанты, изменяющие спрос или предложение?
Введём в анализ допущение о том, что предложение остаётся неизменным, и посмотрим, к каким последствиям в рыночном равновесии приведёт изменение спроса под влиянием неценовых детерминант. На графике (рис.2.8) наглядно видно, что увеличение спроса приводит к повышению равновесной цены и увеличению равновесного количества продукта. В свою очередь уменьшение спроса привело бы к снижению равновесной цены и объёма продукта.
Если зафиксировать спрос и проследить последствия изменений предложения под влиянием неценовых детерминант предложения, то становится очевидным, что при росте предложения равновесная цена понизится, а равновесный объём продукта повысится. Если предложение уменьшится, равновесная цена повысится, а равновесное количество продукта понизится (рис.2.9)
1.4. Теория эластичности и её прикладное значение.
Важную роль в изучении реакции одной экономической переменной на изменение другой играет понятие эластичности. Применительно к проблеме спроса и предложения говорят об эластичности спроса и эластичности предложения.
Важнейшим показателем является эластичность спроса по цене, которая показывает относительное изменение объёма спроса под влиянием изменения цены на 1%. Следует иметь в виду, что при этом экономисты оперируют относительными величинами (проценты, например, коэффициенты), что упрощает анализ и позволяет не говорить о тоннах, количестве упаковок и т.п. Учитывая эту особенность, эластичность спроса по цене можно записать следующим образом
Изменение величины спроса,% Q/Q
ЕP = ------------------------------------------- = -----------
Изменение цены, % P/P
В соответствии с законом спроса изменения величины спроса и цены данного товара разнонаправлены, вследствие чего коэффициент ценовой эластичности спроса, как правило, будет отрицательным. Для простоты анализа знак «минус» опускают и берут абсолютное значение коэффициента.
В зависимости от того, каким будет значение эластичности (величина Ер), говорят об эластичном, неэластичном спросе и спросе с единичной эластичностью. Спрос называют эластичным, если Е (коэффициент эластичности) больше единицы. Это означает, что спрос падает или растёт быстрее изменения цены. В случае неэластичного спроса, когда Е меньше единицы, спрос растёт или падает медленнее изменения цены. Если процентные изменения цены и спроса совпадают, то говорят о единичной эластичности спроса. Графическая интерпретация этих случаев эластичности дана на рисунке 2.10.
Существуют и крайние случаи абсолютно эластичного и абсолютно неэластичного спроса. Они также представлены на рисунке 2.10.
В анализе эластичности важное значение имеет показатель точечной эластичности. Точечная эластичность может быть определена, если провести касательную к кривой спроса. Наклон кривой спроса в любой её точке определяется значением тангенса угла касательной с горизонтальной осью. Значение точечной эластичности обратно пропорционально тангенсу угла наклона.
Возьмём для анализа случай наиболее простой, когда кривая спроса задаётся линейной функцией (кривая спроса является прямой линией (см. рис.2.11, на котором АВ –это касательная к кривой спроса). Наклон для линейной функции неизменен, но значение эластичности будет различным в разных точках кривой. Эластичность линейной функции спроса изменяется от 0 (в точке В) до (в точке А). Закономерности изменения эластичности отображены на рисунке 2.11.
Уменьшение эластичности по мере движения вниз по кривой спроса имеет объяснение. В верхней части кривой процентное изменение количества продукции велико, т.к. общие объёмы продукции на данном участке кривой пока ещё малы и поэтому каждый шаг означает значительное (в процентном отношении) изменение. Но в этом же случае процентное изменение цены является довольно скромной величиной. Уровень цены в этой части кривой принимает самые большие значения, а именно он является базой для сравнения. Каждое изменение цены по сравнению с этой большой базой будет представляться величиной незначительной. Отсюда становится понятно, почему в верхней части эластичность больше единицы, а в нижней части меньше единицы.
Спрос на данный товар может зависеть не только от цены на него, но и от цены на другие товары. В этой связи говорят о перекрёстной эластичности. Перекрёстная ценовая эластичность (Еп) определяется как относительное изменение величины спроса на один товар (Х), делённое на относительное изменение цены другого товара (У).
Eп = (Qx/Qx) : (Py/Py) = (Qx/Py) * (Py/Qx)
Практическое значение эластичности спроса важно, прежде всего, для фирм – производителей, пытающихся найти на рынке такую цену, которая позволит им получить максимум прибыли. Такие фирмы, конечно, должны знать возможную реакцию потребителя на повышение или понижение цены на продукт.
Представим, что фирмы- производители в условиях эластичного спроса снижают цены на свой продукт. Какова будет в этом случае реакция потребителя? Потребитель увеличит спрос, причём на величину большую ,чем та, на которую уменьшается уровень цены. Благодаря этому выручка производителя, несмотря на понижение цены, увеличится. Если спрос неэластичный, то потребитель из-за снижения цены увеличит объём покупок, но в меньшей степени, чем изменилась цена. В результате общая выручка производителя уменьшится.
Если производитель начинает увеличивать цену, то в случае неэластичного спроса его выручка может вырасти, а в случае эластичного спроса упадёт. При единичной эластичности понижение или увеличение цены не оказывает воздействия на общую выручку производителя.
Анализируя взаимосвязь эластичности по цене и совокупной общей выручки следует учитывать отмеченные выше особенности изменения значений эластичности в различных точках кривой спроса в случае линейной функции. Взаимосвязь эластичности и общей выручки отображена на рисунке 2.12.
Степень реакции потребителя на изменение цены на товар, прежде всего, зависит от того, есть ли у него товар-заменитель. Потребитель в случае неблагоприятного для него изменения цены на потребляемый им товар может переключиться на товар-заменитель.
Кроме этого фактора на эластичность спроса по цене влияют и другие:
удельный вес товара в бюджете потребителя;
размер дохода;
качество товара;
степень необходимости товара;
запасы товара.
Влияние этих факторов менее однозначно, но все же некоторые закономерности можно отметить. Если удельный вес данного товара в бюджете покупателя высок, то, скорее всего, ценовая эластичность спроса будет высока. Если речь идёт о товаре высокого качества, то, скорее всего, спрос будет отличаться низкой эластичностью. В то же время спрос на товары, относящиеся к предметам роскоши, как правило, эластичен в отличие от предметов первой необходимости, спрос на который, как правило, неэластичен. Понятно также, что спрос будет эластичным на товары, которые запасены покупателем в большом количестве.
Наряду с показателем эластичности по цене важное значение имеет и другой показатель эластичности спроса - эластичность спроса по доходу, которая показывает относительное изменение объёма спроса под влиянием изменения дохода на 1%.
Изменение в спросе,% Q/Q
ЕI = = ----------
Изменение в доходе,% I/I
При измерении эластичности спроса по доходу предполагается, что цена единицы блага остаётся неизменной. Если коэффициент эластичности отрицателен (Е 0), то увеличение дохода приводит к падению спроса на данное благо. В этом случае говорят, что данный товар относится к низкокачественным товарам. При росте дохода потребитель склонен заменять такой товар другим более качественным. Если показатель эластичности спроса относительно дохода положителен (Е 0), то такое благо является нормальным.
Если 0 Е 1, то спрос на данное благо растёт медленнее дохода. Это характерно для товаров первой необходимости (хлеб, соль и т.п.). При Е 1 спрос на благо опережает рост доходов. Это характерно для предметов роскоши.
Прикладное значение этого показателя состоит в том, что при увеличении среднего дохода, потребители могут изменять спрос на разные товары в разной степени. Как они себя поведут, важно знать для фирм – производителей. Известно, что при росте дохода потребители будут предъявлять больший спрос на блага, относящиеся к группе нормальных товаров. Спрос на блага некачественные будут сокращать, а если он и будет расти, то в пропорции меньшей, чем та, в которой изменился доход. Так как рост среднего дохода связан, как правило, с экономическим ростом, то важно знать, что отрасли, производящие товары качественные будут расширяться в большей степени, чем отрасли, производящие товары некачественные. Вторая группа отраслей вообще может столкнуться с опасностью экономического спада.
Важное значение в анализе политики фирмы и государства имеет ценовая эластичность предложения. Она показывает, как изменится предложение при изменении цены товара на один процент. Расчёты ценовой эластичности предложения проводятся аналогично тому, как мы это делали в случае с эластичностью спроса по цене.
Обратимся к рисунку 2.13. На нём представлена принципиальная схема распределения налогового бремени, с помощью которой обычно иллюстрируют практическое значение теории эластичности.
Представим, что правительство вводит какой-то налог на товар, причём сумма его фиксирована на единицу товара. Понятно, что предприятие рассматривает этот налог как издержку, из-за чего предложение сокращается. На графике это выражается в смещении кривой предложения S в положение S1. При этом, рыночное равновесие перемещается в положение Е1, что равнозначно росту цены для производителя и потребителя. В нашем случае она возросла из-за введения налога. Его сумма распределяется между потребителями (платят большую цену за товар) и производителями (теряют часть прибыли) в определённой пропорции. Эластичность как раз и важна, т.к. она показывает, какую часть налога будут оплачивать потребители, а какую - производители.
Если предложение эластично, то большую часть налога будут оплачивать потребители, а если неэластично, то производители. Почему? В случае эластичного предложения производители могут относительно свободно переключиться на производство какого-то другого товара. Если предложение неэластично, то переход на другой товар затруднён (хотя бы в технологическом плане) и поэтому они останутся в производстве данного товара и будут вынуждены оплачивать большую часть налога.
То, как налог будет распределён между производителем и потребителем, зависит и от эластичности спроса. В случае эластичного спроса большая часть налога будет оплачиваться производителем. Потребитель в этом случае может относительно спокойно переключиться на товар-субститут. Если спрос неэластичен, то ему это будет сделать более трудно и поэтому именно ему придётся оплачивать через цену большую часть налога. Различные варианты распределения налогового бремени в зависимости от того, насколько эластичны спрос и предложение по цене отображена на рисунках 2.14 и 2.15.
На эластичность предложения влияет, прежде всего, то, насколько в технологическом плане быстро может переключиться производитель на производство другого товара. Если он это может сделать быстро, то эластичность предложения будет высока, если нет, то низка. Кроме этого, имеет также значение и то, с какими издержками будет связано переключение с одного товара на другой. Если эти издержки высоки, то предложение будет менее эластичным, если низки, то более эластичным.