Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Равновесие Штакельберга

Конкуренция и ее влияние на экономические структуры

Определение 1

Конкуренция – это возникающая в рыночной системе отношений борьба между хозяйствующими субъектами за наиболее выгодные условия существования и максимальную прибыль.

Конкуренция является неотъемлемой частью рыночной модели хозяйствования. Она возникает по причине того, что все экономические агенты обладают свободой выбора при производстве продукции, ее сбыте, а также использовании полученной прибыли. Каждый участник рынка стремится к максимизации прибыли, либо получению наиболее выгодных условий. Все это происходит на фоне ограниченного доступа к факторам производства и природным ресурсам. Таким образом, каждый экономический субъект вынужден конкурировать с другими экономическими агентами, выпускающими схожие экономические блага.

В экономической теории конкуренцию делят на:

  1. Совершенную конкуренцию, которая происходит на рынке, где существует множество производителей и покупателей, каждый из которых не способен оказывать существенное влияние на состояние рынка. Все агенты имеют доступ к рыночной информации, а сама информация достоверна и не искажена. Барьеры входа на рынок низкие, новый субъект хозяйствования может начать свою деятельность в любой момент.
  2. Несовершенную конкуренцию. Она характеризуется асимметричностью рыночной информации, то есть участники рынка не имеют доступа к рыночной информации, либо получают неверные данные. В связи с этим часть агентов получает преимущества, а другая часть уходит с рынка.

Несовершенная конкуренция имеет множество проявлений, которые могут сложиться в условиях рыночных отношений. Например, монополия представляет собой наличие одного крупного продавца, который способен определять объем выпуска, цену продажи, а все остальные участники рынка подстраиваются под его условия. Олигополия – это рынок, где конкурируют от 2 до 20 фирм. Они производят схожие товары, а проникновение на рынок затруднено. Рынок монополистической конкуренции характеризуется стремлением каждого из участников монополизировать собственную деятельность.

«Равновесие Штакельберга» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Олигополия и ее особенности

Замечание 1

Олигополия представляет собой рыночную структуру, в которой фирмы способны своими действиями оказывать влияние на цену. Олигополия может сформироваться в различных отраслях народного хозяйства, например, в цветной металлургии, автомобилестроении и так далее.

Особенностями олигополии можно назвать:

  1. Число фирм на рынке колеблется от 2 до 20.
  2. Продукция может быть как однородной, так и дифференцированной.
  3. Выход на рынок новых фирм затруднен, так как действующие фирмы могут войти в неформальный сговор, установив определенный уровень цен, который сделает существование новой фирмы невозможным. При этом действующие фирмы смогут сохранить свои позиции и доли рынка.
  4. Каждый субъект способен воздействовать на рыночную цену, особенно ярко это проявляется при общем сговоре или образовании картелей.
  5. Каждая компания зависит от рыночного поведения другой компании. Как правило, информация о действиях конкурента доступна всем участникам отношений. Фирмы могут своевременно среагировать на любые изменения в работе третьего лица.

Идеальной моделью олигополии является модель Курно. Она рассматривает взаимодействие двух фирм, изменение из поведения в зависимости от изменения положения на рынке одной из фирм. График показывает равновесие на рынке дуополии:

График равновесия. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. График равновесия. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Считается, что в модели Курно обе фирмы выпускают однородную продукцию. Объем выпуска одной фирмы будет изменяться в зависимости от объема выпуска другой. Постепенно две фирмы делят между собой рынок сбыта. Прямые на графике показывают реакцию фирмы на поведение ее конкурента. Равновесие Курно достигается в точке пересечения кривых реакции фирм друг на друга. При этом каждая компания устанавливает такой уровень выпуска, который максимизирует ее доход в существующих условиях. То есть, на рынке формируется ситуация, когда оба конкурента удовлетворены своей долей рынка и прибылью, и не стремятся к изменению своего положения.

Равновесие Штакельберга

Штакельберг был немецким экономистом, применявшим теоретико-игровые модели для рынка олигополии. Главной особенностью рассматриваемого рынка была асимметрия его информации. Главное отличие модели равновесия Штакельберга от модели Курно заключается в том, что Штакельберг рассматривал изменение поведения фирм в динамике, когда как Курно анализировал статическое поведение фирм в условиях доступной информации. В модели Штакельберга существует лидер, который устанавливает свою цену и объем продаж, а остальные участники рынка следуют за ним.

Модель предполагает, что первый ход совершает лидер рынка. Он объявляет свое решение и стратегию поведения на рынке. Только после этого второй игрок выбирает свою стратегию поведения. Равновесие Штакельберга возникает тогда, когда второй игрок выбирает наилучший ответ на стратегию первого игрока.

Модель Штакельберга предполагает следующие допущения:

  1. На рынке производится однородная продукция. Разница между товарами настолько мала, что при принятии решения о покупке, покупатель ориентируется на цену.
  2. Компании определяют объем выпуска.
  3. Спрос определяет уровень цен на продукцию.
  4. Лидер задает основные параметры рынка, остальные участники следуют за ним.

Если рассматривать частный случай дуополии, где она из компаний является лидером, а вторая последователем, то сначала лидер устанавливает свой объем выпуска. Затем последователь в зависимости от стратегии первой фирмы выбирает свой объем выпуска. При этом каждый экономический агент стремится к максимизации прибыли.

При сравнении дуополии Курно и Штакельберга можно сделать вывод, что на рынке Курно спрос будет ниже, а цены выше. Таким образом, для рыночной системы олигополии наиболее выгодным является наличие фирмы-лидера, которая определяет поведение всех остальных участников рынка. Если же на олигополистическом рынке фирмы находятся в равных условиях, то это приводит к росту цен и снижению объемов выпуска.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 30.07.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot