Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Теории олигополистического ценообразования на рынках однородных продуктов

Определение 1

Олигополистическое ценообразование – это механизм ценообразования, для которого характерны жесткость цен и согласованность всех фирм на рынке относительно действий в сфере ценообразования.

Основные методы ценообразования в условиях олигополии

В условиях олигополистического рынка ценовая политика может быть основана на следующих методах:

  1. Ценовая конкуренция. В условиях олигополии ценовая конкуренция имеет сдержанный характер, что связано со слабостью надежд на достижение рыночного преимущества перед конкурентами. Кроме того, существует риск начала ценовой войны, последствия которой могут иметь негативное воздействие на ее субъектов.
  2. Тайный сговор по ценообразованию. Во много при олигополии это уменьшает неопределенность, стабилизирует уровень экономической прибыли и препятствует проникновению новых конкурентов в отрасль. Олигополисты соглашаются в ограниченном масштабе максимизировать прибыль (или сводить ее к нулевым значениям) для блокировки вторжений в отрасль других товаропроизводителей.
  3. Лидерство по ценам подразумевает ситуация, когда понижение или повышение цен доминирующей фирмой-олигополистом, поддерживают все или большинство компаний на рынке. Как правило, олигополия предполагает наличие крупной фирмы, выступающей в роли ценового лидера. Цены меняются только тогда, когда проявляется заметное отклонение стоимости отдельных факторов производства или изменяются условия функционирования тех или иных предприятий.
  4. Ценовая надбавка в размере заранее оговоренного процента прибавляется к сумме средних общих издержек производства. Ценовая надбавка позволяет учитывать возможную или действительную конкуренцию, рыночную и экономическую конъюнктуру, а также качество стратегических целей. Обеспечивая получение прибыли, ценовая надбавка задает действия и поведение фирмы.

Следует отметить, что нет общей теории олигополистического ценообразования. Экономисты разработали модели некооперативного поведения на рынке, которые будут описаны ниже.

Модель Курно

Модель Курно предполагает достижение ценового равновесия, где более высокая цена и меньший объем производства (сравнительно к рынку совершенной конкуренции) приводят к появлению чистой потери общественного благосостояния. При увеличении количества производителей в модели Курно рыночная цена снижается, а общий объем производства увеличивается при сокращении общих объемов производства всех действующих фирм, что соответственно становится причиной падения их прибыли и рыночной доли. Таким образом, при увеличении численности фирм в этой модели повышается общественное благосостояние, но растет напряженность со стороны тех фирм, которые уже действуют на рынке. Пример подобного противодействия - введение разного рода обязательного лицензирования и сертификаций, действия отраслевых или профессиональных ассоциаций, различные меры по экономическому противодействию появлению новых фирм на рынке.

«Теории олигополистического ценообразования на рынках однородных продуктов» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Таким образом, в модели Курно рост числа фирм заставляет равновесие приближаться к совершенно конкурентному или вовсе с ним совпадает при бесконечном количестве фирм.

Модель Бертрана

Модель Бертрана основана на том, что на рынке есть как минимум две фирмы, которые производят однородный продукт, и их поведение кооперативно. Предельные издержки таких фирм постоянны и одинаковы, их конкуренция выражается в независимом и одновременном установлении цен на свой продукт. При этом если цена различается, потребитель выбирает более дешевые товары.

В данной модели ценовая конкуренция означает, что у фирм есть возможность менять объем выпуска своей продукции, но изменить цены после этого выбора практически невозможно.

В модели Бертрана фирмы могут прийти к соглашению о взимании монопольной цены и обслуживании одинаковой доли потребителей. Противоположное поведение предполагает установление цены на уровне совокупных предельных издержек.

Модель Штакельберга

Эту теоретико-игровую модель олигополистического ценообразования применяют в случае информационной асимметрии. Поведение фирм описывает динамическая игра с полной информацией, в отличии от модели Курно, где поведение фирм на рынке моделирует статическая игра с полной информацией. Главная особенность модели Штакельберга заключается в наличии фирмы-лидера, первой устанавливающей объемы выпуска продукции, а другие фирмы в своих расчетах только ориентируются на неё.

Данная модель применима для отраслей с производством однородных товаров: продукция разных фирм отличается настолько мало, что покупатели при выборе ориентируются только на цену. Для модели Курно объем суммарного выпуска для этой же функции спроса будет меньше, а цены соответственно выше, а значит, можно предположить, что обществу в тех отраслях, где складывается олигополия, намного выгоднее выделить фирму-лидера, который обладает значительной властью на рынке, поскольку существование практически одинаковых по рыночной власти и размерам фирм (как в модели Курно) приводит к росту цен и сокращению объема выпуска.

Модель Форхаймера

Модель Форхаймера основана на ситуации, когда обладающая рыночной властью активная фирма устанавливает цену товара, а фирмы-аутсайдеры, выступая в роли конкурентного окружения, становятся ценополучателями. Фирма-аутсайдер ведет себя как совершенно конкурентная фирма в плане следования той цене, которая была установлена фирмой-лидером, и в части максимизации прибыли при условии соответствия цены уровню ее предельных издержек. Когда доминирующая фирма при заданных объемах производственных возможностей решает поднять цену, ограничив собственный выпуска, то в такой ситуации она должна принимать во внимание поведение конкурентного окружения.

Сразу, как только доминирующая фирма повышает цену и снижает собственный объем выпуска, у конкурентного окружения возникает возможность увеличить объем производства, поскольку объем их предложения вырастет при увеличении цены. Как результат – на рынке выпуск сокращается слабее, чем планировалось, и рыночная цена не может подниматься до тех высоких уровней, до которых ее способна увеличивать монополия.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 08.05.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot