1. разновидность трудной ситуации взаимодействия, которая характеризуется наличием противоречия между субъектами взаимодействия и осознанием хотя бы одной из сторон этого противоречия как не имеющего однозначного решения. Несмотря на противоречие, отношение субъектов взаимодействия друг к другу является положительным или нейтральным. Межличностная напряженность невелика. Рациональная составляющая является основой поведения и общения. Угрозы со стороны другого оцениваются как потенциальные. 2. Третий этап латентного периода развития конфликта, характеризующийся попытками сторон разрешить объективную проблемную ситуацию неконфликтными способами. Осознание ситуации противоречивой не всегда автоматически влечет конфликтное противодействие сторон. Часто они, или одна из них, пытаются решить проблему неконфликтными способами (убеждением, разъяснением, просьбами, информированием др. стороны). Иногда участник взаимодействия уступает, не желая перерастания С. п. в. в конфликт. На данном этапе стороны аргументируют свои интересы и фиксируют позиции, не применяя противодействия.
К появлению проблемы приводит конкретный способ действия, взаимодействия и деятельности людей.... В данном контексте под ситуацией понимается внезапно возникшее взаимодействие её участников, явившееся... Говоря о проблемнойситуации, С.Л.... Содержащееся в проблемнойситуации противоречие, является вторым значимым компонентом проблемнойситуации... в проблемнойситуации.
В работе исследуется специфика социального взаимодействия как процесса, в котором индивид сталкивается с повседневными проблемами, требующими решения (выхода). Выделены два типа социального взаимодействия: сотрудничество, включающее наличие общих, совместных целей, строится на основе доверия, взаимопомощи, взаимоподдержки, и соперничество, предполагающее стремление опередить, отстранить, подчинить соперника. Возникает вследствие наличия единого объекта притязаний субъектов взаимодействия. Анализируются разные подходы понимания социального взаимодействия через теорию коммуникативного действия, теорию социальной солидарности, теорию социальной статики. Представлены данные о взаимосвязи социального взаимодействия с категориями «социальное отношение» и «социальные действия». С помощью авторской методики «Диагностическое интервью социального взаимодействия» исследуется уровень активности индивида, зависящего от оценки значимости проблемы, которая влияет на пути ее решения. Были выявлены ...
Латентный период включает в себя:
возникновение проблемнойситуации,
осознание её проблемности индивидами... Возникновение проблемнойситуации всегда предшествует развитию конфликта.... Если ситуация еще неконфликтна, однако имеются противоречия, такую ситуацию называют проблемной.... Конфликт может возникнуть только при осознании объективной проблемнойситуации.... После возникновения предконфликтной ситуации происходит конфликтное взаимодействие или собственно конфликт
В публикации описан подход к изучению процесса профессионализации через рассмотрение метакогнитивных составляющих, реализующихся в профессиональном надситуативном мышлении. Целью статьи является изучение особенностей интеллектуальных и метакогнитивных процессов и их влияние на эффективность решений проблемных ситуаций у студентов в зависимости от этапов обучения и особенностей осваиваемой трудовой деятельности групп профессий социономического типа. Обозначены особенности влияния внешних (этапы освоения деятельности и ее характер) и внутренних факторов (индивидуальных особенностей метакогниций, интеллекта) на процесс профессионализации, обсуждаемой в ракурсе успешности решения проблемных ситуаций социального взаимодействия. Проанализированы различные аспекты профессионального мышления (ситуативного-надситуативного), его качеств при решении коммуникативных проблемных ситуаций, уровни самои социорефлексии, уровни и проявления метакогнитивных и интеллектуальных способностей, взаимосвязь...
(от греч. autos – сам kratos – власть) – самодержавие, самовластие, абсолютизм; форма правления с неограниченным бесконтрольным полновластием одного лица. Примерами А. м. б. деспотии Древнего Востока, империи Рима, Византии, абсолютные монархии Нового времени. А. называются также политические режимы фашистского типа. Для А. недопустимо проявление мнений и действий, не совпадающих с господствующими, она не допускает никаких конфликтных проявлений, жестко подавляет любое инакомыслие и несогласие.
форма психологической защиты, представляющая собой поведение или мысли, способствующие символическому сведению на нет предыдущих акта или мысли, вызвавших сильное беспокойство, чувство вины. Правило А. — «отмени это».
конфликт, возникший в союзной Югославии в начале 90-х гг. ХХ в. Носил этнополитический характер, отягощенный конфессиональными различиями. На рубеже 90-х гг. ситуация в Европе резко изменилась: трудности перехода к новым социально-экономическим отношениям в странах Восточной Европы привели в движение дремавшие в этом регионе этнонациональные конфликты. Они приняли «лавинообразный» характер и затронули Чехию, Словакию, Венгрию, Румынию, страны Балтии, Югославию и бывший СССР. Западная Европа встала перед необходимостью выработки эффективного механизма урегулирования национальных конфликтов, способных инфицировать ее многонациональные государства. Внутренний К. ю. быстро перерос свои рамки и превратился в «смешанный» конфликт, создав напряженность на границах соседних государств, затруднил и нарушил экономические и транспортные связи стран Балканского региона и прилегающих к нему государств. Конфликт принял всеевропейский характер, породив потоки беженцев в страны Западной Европы. ЕС решило взять на себя функции по урегулированию этого конфликта, но попытка сохранить единое государство не удалась. Применявшиеся ЕС средства для прекращения насилия (прекращение финансовой помощи, эмбарго на поставки вооружений, угроза военного вмешательства, переговоры в рамках конференции по Югославии, попытки применения дипломатической изоляции и тотального нефтяного эмбарго) положительного результата не дали. Резкое вмешательство США и др. стран НАТО в К. ю. с массированным применением военной техники, в т. ч. и против мирного населения, также положительных результатов не дало. Главная причина провала ЕС и НАТО в Югославии состоит в том, что в их руководстве не было единства в подходах к урегулированию К. ю. Неудача миротворческой миссии состоит также в том, что принцип самоопределения был применен избирательно. Признав Хорватию, ЕС отказало в этом праве сербам. Это решение явилось, по сути, награждением сепаратизма. Сообщество признало государство, правительство которого не могло осуществлять властные полномочия на всей территории страны, границы которого не были утверждены соглашениями сторон. Аналогичная ситуация сложилась и в Косово, где санкции ЕС против сербов за этнические чистки в течение нескольких лет привели к фактическому поощрению этнических чисток со стороны албанцев по отношению к сербам и в конце концов – объявлению независимости Косово. По сути, само ЕС спровоцировало усиление нестабильности в Югославии. Этнонациональный по своей форме К. ю. представляет собой новый исторический тип конфликта в Европе.