Конфликт – это открытое противостояние сторон, возникшее вследствие наличия у них взаимоисключающих интересов и позиций.
Начало конфликта
Анализируя сущность конфликта, мы приходим к установлению его временных границ, а именно – момента начала и окончания. Определение данных моментов важно для отграничения конфликта от предконфликта, а также выработки стратегий разрешения того или иного вида конфликта.
Начало конфликта – это первоначальный акт противодействия сторон.
Для того чтобы конфликт случился, необходимо совпадение трёх условий:
- сознательные и активные действия в ущерб другому участнику или группе участников, причём здесь могут осуществляться как физические действия, так и действия в виде передачи информации;
- осознание направленности указанных действий против оппонента или группы оппонентов;
- на предпринятые действия оппонент принимает ответное действие против первого участника.
Как правило, когда одна из взаимодействующих сторон предпринимает агрессивные действия, другая занимает пассивную позицию. Конфликт может отсутствовать и в тех случаях, когда одна из сторон замышляет конфликтное противодействие, но при этом совершает только мысленные действия, а не физические. Конфликт может заканчиваться в любой форме, имея различные исходы. Однако в любом случае его завершение подразумевает прекращение действий оппонентов в отношении друг друга.
Динамика конфликта
Конфликты развиваются по определённым стадиям.
Латентный период включает в себя:
- возникновение проблемной ситуации,
- осознание её проблемности индивидами,
- попытку разрешить ее неконфликтными способами,
- возникновение предконфликтной ситуации.
Возникновение проблемной ситуации всегда предшествует развитию конфликта. Сущность данной ситуации заключается в возникновении противоречия между субъектами, а именно между их стремлениями, мотивами, целями и действиями. Если ситуация еще неконфликтна, однако имеются противоречия, такую ситуацию называют проблемной. Она возникает под воздействием объективных причин. С проблемными ситуациями мы сталкиваемся ежедневно – на производстве, в бизнесе, в семье, в быту, а также в других областях и сферах жизни. Некоторые проблемные ситуации существуют длительный период, никак не проявляя себя.
Ситуация создает угрозу возникновения конфликта. Но для этого необходимо, чтобы ситуация перешла в реальность в сочетании с субъективными факторами. Конфликт может возникнуть только при осознании объективной проблемной ситуации.
Для того, чтобы ситуация стала конфликтной, индивид должен опознавать её в качестве конфликтной. Как правило, такая ситуация происходит тогда, когда у субъектов имеются противоречия в сфере интересов, морали, ценности, социальных установок и так далее. Каждый человек индивидуален, и его осознание проблемы также индивидуально. Чем сложнее ситуация и чем быстрее она развивается, тем больше вероятность её искажения субъектами, вступающими в конфликт.
После возникновения предконфликтной ситуации происходит конфликтное взаимодействие или собственно конфликт. Конфликт включает в себя следующие стадии:
- Инцидент - это первое столкновение сторон, попытка разрешить конфликт в свою пользу. Если у одной из сторон достаточно ресурсов, она может одержать победу, в таком случае инцидентом конфликт и ограничится. Однако возможно, что конфликт будет развиваться дальше в качестве череды конфликтных событий и инцидентов. В таком случае конфликтные действия начинают усложняться, в связи с чем усложняется и структура конфликта. Этот процесс можно представить как словесную борьбу, проявление эмоций, ошибку восприятия, интенсивность борьбы и так далее.
- Эскалация - резкая динамика борьбы между оппонентами.
- Сбалансированное противодействие – это такое вид противодействия, при котором субъекты взаимодействуют, ОДНАКО уровень борьбы снижается. Как правило, на данной стадии не применяются силовые методы, однако соглашения еще не достигнуто.
- Разрешение конфликта – переход от конфликтных действий к поиску решения проблемы и прекращению конфликта по любым причинам. На данной стадии конфликта возможно также его перерастание в другой конфликт.
Окончание конфликта
Конфликтный период предполагает 2 этапа: частичная и полная нормализация отношений.
- Частичная нормализация происходит тогда, когда ещё не исчезли негативные эмоции между субъектами, однако действия утихли. Субъекты имеют определенные претензии и притязания к друг другу, чувство вины в конфликте, однако еще имеются негативные установки, которые не позволяют нормализовать отношения.
- Полная нормализация отношений – наступает тогда, когда стороны осознают важность дальнейшего конструктивного взаимодействия. На данной стадии устанавливается доверие, субъекты учатся преодолевать негативные установки и принимают участие в совместной деятельности.
Несмотря на четкость указанных этапов они могут иметь различную продолжительность. Например, стычка школьников на перемене можно длиться несколько мгновений. В тоже время борьба за независимость испанских колоний в Америке длилась с 1810 по 1826 года. Вьетнамская война длилась с 1959 по 1973 года. Необходимо также учитывать, что некоторые этапы конфликта могут отсутствовать. Например, сразу после инцидента конфликт разрешается, одна из сторон уступает друг другу.
При конфликте один из субъектов начинает воспринимать оппонента как врага. Изначально данный человек может быть другом или восприниматься как нейтральное лицо. Однако со временем образ врага становится более четким, искажая реальные черты. Личность оппонента начинает заполняться негативными оценками. Пока нет противодействия, угрозы не реализованы, образ врага может носить очаговый характер. Его образ подобен проявлению снимка с фотопленки, то есть изображение является нечётным и бледным. Однако по мере развития конфликта изображение становится более четким.
Рисунок 1. Периоды и этапы конфликта. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ