(от греч. klima ( klimatos ) – наклон) – качественная сторона межличностных отношений, совокупность психологических условий, способствующих или препятствующих продуктивной совместной деятельности и всестороннему развитию личности в группе. Важнейшие признаки благоприятного К. с.– п.: доверие и высокая требовательность членов группы друг к другу; доброжелательная и деловая критика; свободное выражение собственного мнения при обсуждении вопросов, касающихся всего коллектива; отсутствие давления руководителей на подчиненных и признание за ними права принимать значимые для группы решения; достаточная информированность членов коллектива о его задачах и состоянии дел при их выполнении; удовлетворенность принадлежностью к коллективу; высокая степень эмоциональной включенности и взаимопомощи в ситуациях, вызывающих состояние фрустрации у кого-л. из членов коллектива; принятие на себя ответственности за состояние дел в группе каждым из ее членов и пр. Т. о., характер К. с.– п. в целом зависит от уровня группового развития. Установлена положительная связь между состоянием K. с.– п. коллектива и эффективностью совместной деятельности его членов. Оптимальное управление деятельностью и К. с.– п. в любом (в т. ч. трудовом) коллективе требует специальных знаний и умений от руководства. К. с.– п. зависит от стиля руководства и организационной культуры. В своей деятельности по оптимизации К. с.– п. руководителю следует опираться на наиболее активных, сознательных, авторитетных членов коллектива. Синонимы понятия К. с.– п. – морально-психологический климат, психологический климат, психологическая атмосфера коллектива. Наличие здорового К. с.– п. в коллективе – важнейшее условие профилактики конфликтов и их конструктивного разрешения. Руководитель, не способный сформировать и поддерживать хороший К. с.– п., как правило, профессионально непригоден.
Научные статьи на тему «Климат социально-психологический»
Исследование социально-психологическогоклимата
Философы говорят, а практика подтверждает, что истина... Замечание 1
Социально-психологическийклимат коллектива – это интегрированный, комплексный показатель... Факторы, определяющие социально-психологическийклимат.... Большое влияние на социально-психологическийклимат коллектива оказывает профессиональная и психологическая... Анализ социально-психологическогоклиматаСоциально-психологическийклимат коллектива влияет на осуществление
В статье раскрывается содержание понятия «социально-психологический климат коллектива», его значимость и специфика. Уделяется внимание факторам, обуславливающим социально-психологический климат, представлен анализ различных точек зрения. Также рассматривается понятие «педагогический коллектив», совместная деятельность педагогов, отличительные особенности педагогического коллектива, и социально-психологического климата педагогического коллектива. Обращается внимание на свойства личности, необходимые для формирования положительного социально-психологического климата коллектива, и какое влияние социально-психологический климат оказывает на личность педагога.
Определение 1
Социально-психологическийклимат — это комплексная психологическая характеристика... Понятие социально-психологическогоклимата
Хороший трудовой коллектив характеризуется тем, что каждый... Замечание 1
Социально-психологическийклимат представляет собой комплексное эмоциональное и психологическое... Социально-психологическийклимат также представляет собой преобладающий в группе или коллективе психологический... Составляющие социально-психологическогоклимата и влияющие на него факторы
В состав элементов социально-психологического
В статье рассматривается влияние социально-психологического климата на развитие эмоционального выгорания как следствия переживания стрессовых состояний и конфликтных ситуаций в организации.
межгрупповая дифференциация в форме противопоставления своей группы и внешней по отношению к ней группы (или групп). «М. и о.» является феноменом психологии межгрупповых отношений и тождественно понятию «свои-чужие». Дифференциация «М. и о.» проявляется в том, что людям свойственно приписывать позитивные события своей группе, а негативные – чужой. Кроме того, позитивному поведению членов своей группы и негативному поведению членов чужой группы приписывались внутренние причины, а негативному поведению «своих» и позитивному поведению «чужих» – внешние причины. На уровне психологии взаимоотношений, установки на «М. и о.» способствуют не сближению, а дальнейшему межгрупповому эмоциональному отчуждению. Экспериментально доказано, что существуют различия в приписывании причин поведения «своим» и «чужим». Относительно причин такой асимметрии есть два подхода: мотивационный и когнитивный. Согласно первой модели в основе дифференциации «М. и о.» лежит мотив защиты своей группы. Мотивационная модель механизмов, лежащих в основе деления «М. и о.», предсказывает использование внутренних и стабильных причин для объяснения позитивного поведения «своих» и негативного поведения «чужих», вне зависимости от ожиданий, основанных на стереотипах. Сторонники когнитивистской модели утверждают, что существует тенденция приписывать поведению, которое согласуется со стереотипами, внутренние и/или стабильные причины, а поведению, которое не согласуется со стереотипами, – внешние и/или нестабильные причины, вне зависимости от того, позитивно это поведение или негативно и кому оно свойственно – «своему» или «чужому». Выделены следующие ситуации, в которых индивиды мотивированы к активизации дифференциации «М. и о.»: 1) когда они испытывают страх за свою социальную идентичность; 2) когда они принадлежат к группе, имеющей несправедливо низкий статус; 3) когда межгрупповые отношения конкурентны; 4) когда отсутствуют надгрупповые категории, включающие представителей и своей, и чужой групп.
Оставляя свои контактные данные и нажимая «Попробовать в Telegram», я соглашаюсь пройти процедуру
регистрации на Платформе, принимаю условия
Пользовательского соглашения
и
Политики конфиденциальности
в целях заключения соглашения.
Пишешь реферат?
Попробуй нейросеть, напиши уникальный реферат с реальными источниками за 5 минут