отрицательное моральное качество, характеризующее личность и ее поступки с точки зрения способа выполнения ею нравственных требований; разновидность морального формализма и лицемерия. Ханжа истолковывает требования нравственности в духе крайнего риторизма, пуританства и нетерпимости,выставляет себя перед окружающими образцом благонравия и благочестия, публично демонстрируя свои «добродетели», и берет на себя роль строгого блюстителя нравственности всех остальных.
Н. С. Лесков известен своей любовью к языковой игре, каламбурам, редко употребляемым словам и словотворчеству - все это он обычно использует как материал для конструирования образа рассказчика. В связи с этим особый интерес представляет одно из самых малоизученных его сочинений, «Заметки неизвестного» (1884) - собрание коротких анекдотов, преимущественно из жизни духовенства. В этом цикле Лесков не просто имитирует чужую речь, он обнажает ханжество рассказчика и превращает его церковную риторику в объект пародии, цель которой - указать на необходимость перехода от государственного православия к «духовному христианству» и оживления омертвевшего слова.
методология, позволяющая исследовать процессы и явления через призму природы и сущности человека; применительно к трудовой морали антропологический подход выявляет место труда в системе человеческих ценностей и мотивацию к труду на каждом этапе развития социума.
общее понятие, употребляемое для обозначения положительной ценности предметов и явлений. Природные и общественные явления становятся благом лишь поскольку они удовлетворяют положительные человеческие потребности, способствуют социальному прогрессу. Различают материальные и духовные,личные и общественные блага.