Цель : общий аналитический обзор конструирования детства на страницах периодических изданий для детей и юношества конца XIX - начала XX вв. В работе раскрыты основные теоретические аспекты исследования текстов детских журналов в рамках дискурс-анализа, с выявлением и описанием основных характеристик дискурсивных практик. Для экспликации содержания образа детства выделены и проанализированы репрезентации, отражающиеся в публицистических статьях, выполненных в журналистском жанре. В дореволюционной России организация дискурсивного пространства детских журналов играла огромную роль, так как содержание журналов особенно влияло на социализацию детей, через организацию досуговой, познавательной, коммуникативной деятельности и определяло ментальное пространство ребёнка. В результате были выявлены различные модели конструирования детства, которые раскрывают трансформацию детского образа под воздействием социально-политической среды того времени.
В статье дана характеристика интерактивных отношений, моделируемых адресантом современного публицистического текста в целях оптимального воздействия на адресата, создания поля совместности когнитивной, психологической, языковой. Адресант осуществляет контроль за восприятием сказанного, ориентируясь на языковое сознание и картину мира адресата. Биокогнитивный подход к журналистскому тексту позволяет выявить явные и скрытые формы диалогичности: моделирование обратной связи, превращающей гипотетического адресата в актуального и публичную коммуникацию в межличностную; приспособление к языковому тезаурусу адресата, следствием чего является обилие стилистически «сниженных» языковых средств; использование приёма оговорки, синхронного уточнения сказанного с целью имитирования непосредственного (контактного) общения и др. Частотность и повторяемость приёмов «подстройки» адресанта к целевому адресату позволяет сделать вывод о формировании в массмедийном письменном тексте корпоративной адресан...