Динамическое ценообразование
Под динамическим ценообразованием (dynamic pricing) понимают вид ценовой политики, характеризующий такие возможности фирмы, при которых она может регулировать цены на один и тот же товар в зависимости от различных, меняющихся факторов. В научной литературе используют также термин ценовой дискриминации.
Суть динамического ценообразования заключается в том, что цена на товар одной фирмы может меняться в зависимости от увеличивающегося либо уменьшающегося спроса.
В зависимости от сферы, в которой предлагаются услуги или товары, ключевыми факторами, влияющими на цены, могут быть такие как:
- Сезонная, периодическая востребованность;
- Уровень заполняемости, увеличение продаж;
- Временной фактор;
- Уровень комфорта, сервиса.
Важно подчеркнуть, что при изменении цены, издержки остаются на одном уровне.
Дискриминация цен происходит незапланированно, а в режиме онлайн по четко определенному алгоритму.
По крайней мере, такой подход к использованию динамического ценообразования считается наиболее грамотным и приносит отличные финансовые результаты.
Наибольшее применение такое ценообразование находит в сфере услуг, например, таких как транспортные услуги, гостиничные и другие.
Сферы использования динамических цен
В России последнее время очень ярким представителем динамического ценообразования служит железнодорожный транспорт. Где на определенных периодичных рейсах, как правило, популярных у населения, используется динамический тариф, который меняется в большую сторону в зависимости от меняющихся факторов.
В начале цена, на вновь открывшиеся рейсы, устанавливается низкая, для повышения привлекательности и заполняемости данного направления. В процессе приближения к дате отправления, возрастающим спросом, увеличивающейся заполняемостью, в данном случае вагонов, происходит рост стоимости билета.
Причём цена меняется не стабильно, например, каждые два дня, а от увеличивающегося спроса здесь и сейчас. Зачастую, цена может меняться буквально на глазах. Непосредственно перед отправлением, когда большинство людей покупают билеты накануне, цена может вырастать в разы за считанные часы.
Такими же яркими примерами использования динамического ценообразования служат гостиницы, рост цен на размещение в которых зависит от загруженности, наличия свободных номеров, сезонного спроса. Вне сезона размещение в гостинице может быть достаточно недорогим. С ростом заполняемости, с приходом периода массового заселения цена за этот же номер может заметно подрасти, иногда в разы.
На сегодняшний день наиболее продвинутые фирмы, способные грамотно рассчитать алгоритм динамического ценообразования и внедрить его в свой бизнес, используют такое ценообразование в других сферах. Практика показывает, что динамическое ценообразование является очень продуктивным механизмом для получения наиболее максимального уровня прибыли.
С точки зрения закона, какой тип формирования цены никак не регулируется. В американской судебной практике есть прецеденты, когда судом удовлетворялись иски потребителей, возмущенных бесконтрольным увеличением цены.
Различают три степени ценовой дискриминации:
- Ценовая дискриминация первой степени - алгоритм действий, согласно которому фирма продает товар или услугу по максимально возможной цене.
- Ценовая дискриминация второй степени - цена зависит от объема покупки
- Ценовая дискриминация 3 степени - цена зависит от принадлежности покупателя к какой-либо определённой группе людей, на которых распространяются специальные цены (например, цена на билет первого класса, льготные цены для военнослужащих и др).