Понятие счета в бухгалтерском учете
Счета в терминологии бухгалтерского учета представляют собой определенные способы текущего отражения и группировки хозяйственных и финансовых операций.
Каждый синтетический и аналитический счет состоит из двух частей: левая часть называется дебетом, а правая – кредитом. Все бухгалтерские счета систематизируются и представляются в форме «Плана счетов бухгалтерского учета предприятия».
Управление бухгалтерским счетом – главный элемент системы учета на предприятии
Управление бухгалтерским счетом включает следующие этапы:
- определение принадлежности хозяйственной операции к определенному бухгалтерскому счету;
- открытие бухгалтерского счета;
- отражение хозяйственных операций в отчетном периоде;
- закрытие счета в конце отчетного периода.
Процедура определения счетов, которые затрагиваются хозяйственной операцией, и дальнейшее отражение на этих счетах стоимостного выражения операции в бухгалтерском учете называется бухгалтерской проводкой
При составлении бухгалтерской проводки по хозяйственной операции опираясь на финансовую документацию следует произвести ряд действий:
- выяснить сущность изменений, которые происходят в средствах (источниках средств) предприятия в результате выполнения данной операции;
- выбрать опираясь на рабочий план счетов предприятия счета, соответствующие содержанию хозяйственной операции;
- сумму хозяйственной операции записать, используя способ двойной записи, то есть отразить в дебете и кредите счетов.
Открытие бухгалтерских счетов
Открытие бухгалтерских счетов представляет собой процедуру присвоения наименования бухгалтерскому счету с обязательным обозначением его начального сальдо.
Действия бухгалтера предприятия по выбору из баланса тех показателей, которые характеризуют объект наблюдения на начало отчетного периода, и последующему переносу их на бухгалтерские счета в качестве начального сальдо называются открытием счета.
При открытии счета остаток на начало периода, как было сказано, записывается двояко в зависимости от его характера. Он отражается на той стороне активного счета, на которой отражено наличие хозяйственных средств и увеличение их стоимости, то есть в дебете счета. Начальный остаток источников средств записывается в пассивном счете на той стороне, которая отражает его наличие и увеличение, то есть кредите счета.
Бухгалтерская проводка в зависимости от разных ситуаций может быть, как простой, так и сложной. Если в такой проводке корреспондируют два счета, то она называется простой. При участии более двух счетов бухгалтерская проводка называется сложной.
Ведение аналитического учета по счетам как элемент управления бухгалтерским счетом
Операции, записанные в синтетическом счете, отражаются в той же сумме по дебету или кредиту аналитических счетов, открытых в дополнение к синтетическому счету.
Нужно отметить, что не по всем синтетическим счетам требуется ведение аналитического учета. В некоторых случаях сложные синтетические счета напрямую без промежуточных групп связаны с аналитическими счетами. Как пример можно рассмотреть ситуацию, когда к синтетическому счету «Расчеты с подотчетными лицами» открываются аналитические счета по каждому конкретному подотчетному лицу. Такой же вариант ведения учета можно использовать по счету «Расчеты по оплате труда» и т.д.
Однако, нужно заметить, что упрощение построения аналитического учета далеко не всегда позволяет получать необходимые показатели.
Закрытие счетов бухгалтерского учета
Согласно применяемым на сегодняшний день в Российской Федерации методикам ведения бухгалтерского учета, а также в рамках действующего законодательства, для всех предприятий финансовый отчетный год — это календарный год.
Все счета бухгалтерского учета концу отчетного периода закрываются. Закрытие счетов производится по следующей схеме — суммы остатков разных хозяйственных операций переносятся (закрываются) на различные счета в разрезе номенклатурных групп.
При закрытии отчетного периода не должно находиться остатков по счетам учета расходов (20, 25, 26, 44). Сальдо счетов 90 и 91 тоже должны быть равны 0.