Понятие деятельностного метода обучения
Деятельностный метод обучения – это метод обучения, направленный на формирование системы знаний, в рамках конкретной учебной дисциплины.
Подача учебного материала осуществляется не в привычном «готовом» виде, а требует от учащихся самостоятельного поиска необходимой информации и ее усвоения. Самостоятельная работа учащихся находится под контролем педагога, который управляет учебным процессом.
Основой деятельностного метода обучения является непосредственно самостоятельная учебная деятельность учащихся.
Главным результатом применения деятельностного метода обучения, согласно Стандарту образования нового поколения, является развитие личности ребенка, на основании:
- освоение учащимися основных способов деятельности
- формирование новых уровней развития личности
- формирование умения планировать и организовывать собственную деятельность
- формирование умения осуществлять самоконтроль и самооценку
- организация взаимодействия учащегося с педагогом и сверстниками, в рамках образовательного процесса
- учет особенностей и индивидуальностей учащихся, для организации эффективного процесса обучения
- использование разнообразных организационных форм обучения, направленных на рост творческого потенциала и познавательных мотивов учащихся
Реализация деятельностного метода обучения
Реализация деятельностного подхода обучения на уроках осуществляется через:
- моделирование конкретных жизненных ситуаций на занятиях и их последующий анализ;
- использование интерактивных и активных методов обучения;
- организация проектной деятельности, овладение приемами и навыками исследовательской деятельности;
- организация и вовлечение учащихся в игровую, оценочно-дискуссионную и рефлексивную деятельность. Во время учебных занятий учащимися предполагается осуществление ряда работ по следующим направлениям:
- самостоятельная работа с различными источниками информации
- решение практических и познавательных задач, отражающих типичные ситуации
- анализ современных общественных событий и явлений
- освоение и усвоение типичных социальных ролей, через участие в играх и тренингах, моделирующих ситуации реальной жизни
- осуществление аргументации своей точки зрения и оппонирование иному взгляду или мнению
- выполнение разнообразных исследовательских проектов и творческих работ
Технология деятельностного метода обучения предполагает ряд этапов, реализуемых во время урока:
- Этап мотивации и осознанного вхождения в учебный процесс. Педагог настраивает учащихся на работу, озвучивает цель и задачи урока, необходимость и значимость изучаемой темы и т.д.
- Этап актуализации знаний. На данном этапе педагог ставит перед детьми проблемный вопрос (ситуация, задача и т.д.), который мотивирует детей на изучение новой темы. В процессе занятия осуществляется работа над развитием мышления, речи, памяти и т.д. у учащихся.
- Этап проблемного объяснения нового учебного материала. Педагог обращает внимание детей на сложные стороны проблемного вопроса, в случае затруднения задает наводящие вопросы, подводящий диалог и т.д. Все это необходимо для того, чтобы решение проблемного вопроса, осуществлялось в нужном направлении. Подводя детей к решению, педагог способствует их самостоятельному открытию нового.
- Этап первичного закрепления учебного материала, осуществляется посредством выполнения тренировочных упражнений, с обязательным комментированием последовательности производимых действий, проговаривание вслух алгоритма действия.
- Этап самостоятельной работы, с последующим проведением самопроверки. На данном этапе учащиеся самостоятельно выполняют задания на усвоение и проверку полученных знаний. После выполнения осуществляют проверку работ на наличие ошибок сравнивания их с эталоном. Необходимо не просто найти и отметить ошибки, а установить их причину, сделать проработку выявленных ошибок и затруднений. Самостоятельная работа и ее проверка способствуют созданию у каждого учащегося ситуации успеха и веры в свои силы.
- Этап включения новых знаний в систему. На этом этапе учащиеся тренируют навыки применения новых знаний в совокупности с теми, что были приобретены ранее. Осуществляется посредством повторения, использования игровых и соревновательных элементов. Данная работа способствует тому, что у детей формируется положительный эмоциональный фон и интерес к течению урока.
- Подведение итогов. Основная цель – фиксация на полученных новых знаниях, их значимости, осуществление самооценки, согласование домашнего задания.
Принципы организации деятельностного метода обучения
Реализация технологии деятельностного метода обучения следующей системой дидактических принципов:
- Принцип деятельности – предполагает самостоятельную работу учащихся по поиску и усвоению новых знаний.
- Принцип непрерывности – предусматривает преемственность между всеми ступенями образования, с учетом индивидуальных особенностей детей.
- Принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о картине мира.
- Принцип минимакса – предусматривает обеспечение возможности получение знаний на максимально возможном для ребенка уровне, при обеспечении уровня социально безопасного минимума.
- Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание психологически комфортной и благоприятной атмосферы внутри детского коллектива.
- Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.
- Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.