Модель системы китайских СМИ во второй половине 20-го века
«Модельный ряд» средств массовой информации Китая включает три группы:
- СМИ, поддерживающие официальную идеологию и тесно связанные с правительством. Эти СМИ служат реализации правительственных задач;
- СМИ, ориентированные на развитие в условиях рынка;
- Новые медиа, ориентированные на интересы простых людей и выражающие их мнение. Эти СМИ еще называют социальными.
С 1949 года в Китае началось строительство социализма. Одновременно происходило и формирование СМИ. Они были призваны освещать концепты нового политического курса. Китайские идеологи тогда многое переняли у Советского Союза, в том числе и то, как сделать средства массовой информации инструментами пропаганды.
В период культурной революции с 1966 по 1978 годы в Китае активно развивалась тоталитарная модель построения системы средств массовой информации. На практике это выглядело так: все журналы, газеты, телевидение, радио жестко контролировались правящей партией, которую возглавлял Мао Цзэдун. Этот период был временем абсолютного подчинения общества Китая интересам власти, а средства массовой информации внесли существенный вклад в этот процесс. Результатом такой политики, реализуемой и посредством СМИ в том числе, стали трагические последствия для всего китайского общества.
После смерти Мао Цзэдуна ситуация стала меняться. В 1978 году был созван Третий пленум Центрального Комитета Коммунистической партии Китая (ЦК КПК) 11-го созыва. На пленуме было принято решение о перенесении партийных интересов в сферу экономики. Одновременно с этим новым руководством было принято решение отказаться от идеи классовой борьбы.
Считается, что именно с этого момента Китай начал постепенно развивать рыночные отношения и открылся миру
Изменения коснулись и области СМИ. В конце 70-х годов министерство финансов КНР отозвалось на просьбу газеты «Жэньминь жибао», «главного» издания страны, а также других семи изданий о том, чтобы провести хозяйственный эксперимент. Эксперимент заключался в том, чтобы позволить китайским средствам массовой информации зарабатывать средства на коммерческой деятельности, в частности, посредством привлечения рекламы, которая в новых экономических условиях стала активно развиваться. И в 1979 году в газете «Цзефань жибао» были опубликованы первые рекламные объявления. Тогда же на шанхайском телеканале впервые появилась телевизионная реклама. Но в целом содержание средств массой информации в этот период существенно не изменилось. Как и ранее, СМИ продолжали оставаться под контролем власти, медиаинформация служила выполнению правительственных задач.
Становление рыночной модели китайских СМИ
В октябре 1992 года на очередном съезде Коммунистической партии Китая был официально провозглашен курса на строительство «социалистической рыночной экономики». Это принципиально важное решение существенным образом повлияло и на развитие китайских СМИ. В результате принятия такого решения произошло упрочение рыночного механизма в области массовой информации и естественное развитие медиапредприятий. Именно в этот период в Китае возникли первые медиахолдинги. Таким образом, начало 1990-х годов стало точкой отсчета развития новой модели СМИ, ориентированной на рынок. Содержание СМИ продолжало оставаться под контролем правительства, но несмотря на это главной их целью стало извлечение прибыли. СМИ осознали важность учета интересов аудитории и необходимость развития журналистского профессионализма. Коммерциализация СМИ стала и проблемой их существования, со всеми содержательными последствиями, вытекающими из этого. В частности, СМИ стали появляться сенсации, скандалы, новости из жизни известных персон и т.д.
Новый этап развития СМИ Китая
На рубеже 20 и 21 столетий наступил новый этап развития СМИ Китая. В это время мир активно участвовал в процессе формирования информационных технологий. Основная масса людей получила возможность публично выражать свое мнение. В Китае Интернет стал самым свободным местом самореализации личных и общественных интересов.
Необходимо отметить, что для Китая новые современные медиа – это что-то гораздо большее, нежели просто коммуникационные системы. Китайские блогеры по сравнению с журналистами традиционных медиа выражают широкий круг самых разных мнений о том, что происходит в стране и за ее пределами. Блогерство, более того, является эффективным инструментом разоблачения правонарушений со стороны чиновников, вскрытия факто коррупции. Ряд кампаний, который были развернуты в сети Интернет, побудили органы власти стимулировать развитие китайского законодательства.
Таким образом, социальные медиа в Китае стали важным способом выражения мнений, а также реализации общественной политики в стране.
Интернет открыл путь за границы официальной идеологии и определил становление нового, гражданского общества. Несмотря на то, что в сети часто имеет место такое явление, как распространение заведомо ложной информации, а также присутствует нежелательный контент, такой как порнография, вклад Интернета в становление гражданских отношений в Китае не вызывает сомнения. Однако, и эта область не осталось без внимания со стороны правительства. В 2013 году было совершено несколько уголовных преступлений, которые так или иначе были инициированы новыми медиа. Государственным структурам пришлось вмешаться в этот процесс.
Как отмечают многие специалисты, роль правительства в информационной сфере Китая остается уникальной. С одной стороны, коммунистическая партия стимулировала развитие в Китае рыночной экономики и экономический, а также творческий расцвет СМИ, возникновение китайской медиа-индустрии. Но с другой стороны, коммунистическая партия очевидно не готова перестать контролировать средства массовой информации. Лидеры правящей партии понимают, что именно социологическая идеология и определяет легальность существования современной политической системы. Это все очень тесно связано с китайской духовной традицией «не рушить все на корню» и современными требованиями к изменениям рынка.