Журналистская этика – это нравственные нормы, стандарты профессионального поведения журналистов.
Основные принципы журналистской этики
Журналисты и издатели разработали свод правил, в которых регламентируется, что журналисту дозволено, а что – нет. Эти правила не абсолютны, практически у каждого крупного издания есть собственные правила журналистской этики, но большая часть из них одинакова у всех. Ряд этических принципов и норм предусматриваются в законе.
Журналистская этика распространяется и на процесс принятия решений в экстраординарных и специфических ситуациях, но выбор должен соотноситься с основными принципами и правила.
Следование журналистским стандартам избавляет автора от проблем с представителями закона и работает на его репутацию, позволяя сохранить самоуважение.
Правил журналистской этики достаточно много, для каждого издания или журналиста существуют свои, но ряд правил являются основными:
- Строго следовать фактам. Это правило – самое первое и самое главное в журналистике, основа основ профессиональной этики журналиста, чья работа – сообщать читателям факты. Конечно, автор может выдвигать гипотезы, анализировать и т.д., но все это обязательно должно опираться на факты. То есть, журналисту, грубо говоря, нельзя иметь свое мнение, если он не может подкрепить его фактами.
- Всегда представлять интересы читателей и издания. Если журналист в издании представляет интересы какой-либо организации, фирмы, партии, то это уже будет пропагандой. Работа журналиста – полное и эффективное удовлетворение интересов и потребностей аудитории в сфере информации.
- При создании статьи журналист должен выявить, в чем заключается особенность его позиции, твердо представлять себе интересы «своей» аудитории. Именно здесь наиболее полно проявляется его морально-этический уровень сознания и поведения.
- Работа над статьей всегда должна быть поиском правды.
- Журналист, собирая материал для своей статьи, не должен стремиться любой ценой доказать определенную точку зрения. Ни в коем случае нельзя подгонять факты под теорию, выдавать воображаемое за действительное.
- Не быть причиной событий. Здесь речь идет о ситуациях, когда журналист сам создает события. Например, военный корреспондент может срежиссировать столкновения, журналист «скандальной» тематики может устроить неприятности какой-либо известной личности и т.д.
- Не получать информацию обманным путем.
- Всегда исправлять свои ошибки.
- Ни в коем случае не нарушать соглашения с источниками информации.
- Запрещается использовать свое служебное положение как средство давления.
- Любое утверждение, которое может причинить вред кому-либо, обязательно должно быть подкреплено неопровержимыми фактами. Все факты обязательно должны быть проверены.
- Писать только правду.
- Ни в коем случае не позволяется искажать правду ради получения выгоды.
Журналистские стандарты в интернет-СМИ
Журналистская этика в целом мало зависит от того, находится журналист в интернете или нет. В целом журналистские стандарты в интернет-СМИ выглядя так:
- Спрос на продукты, информацию, услуги, контекст формирует аудитория;
- Заинтересованные лица стараются предоставить эту информацию, задействуют редакцию для усиления сообщения;
- В интернете редакция – это не обязательно какой-то ньюсрум. Это могут быть и пресс-служба, и продюсер знаменитости – любой человек, который имеет доступ к управлению усилителем;
- Журналист – главный рупор, в силу своей профессии обладающий авторитетом;
- Эффективность журналиста напрямую зависит от доверия аудитории.
Факторы, влияющие на трансформацию профессиональных ценностей журналистов
Изменение журналистских стандартов и ценностей связаны с переходом к рыночной экономике, технологической революцией, трансформацией политической системы, развитием и распространением Интернета.
Все эти факторы взаимообусловлены, и нельзя выделить конкретный фактор, вызвавший определенные изменения в профессиональных журналистских ценностях.
На трансформацию журналистских стандартов влияют такие факторы, как:
- Появление частной собственности и конкурентной среды
- Появление медиабизнеса и рекламы
- Возникновение частных медиа
- Образование медиаэлит
- Отмена цензуры
- Закрепление информационных прав и свобод
- Трансформация системы образования
- Цифровая революция
- Распространение Интернета
- Медиаконвергенция
- Уход СМИ в сеть
- Изменение поведения аудитории
- Факторы, связанные с изменениями в профессиональной среде.
В современном высшем образовании исключается идеология, так как она запрещена Конституцией РФ.
Реклама вошла в ежедневную практику отечественной медиасистемы и стала главным инструментом получения прибыли. В результате ужесточается конкуренция, борьба за лояльность и внимание аудитории, а следовательно, и за финансирование со стороны рекламодателей.
Так конкуренция становится одним из ключевых факторов саморегулирования СМИ. Возникает отдельный сектор экономики – медиаиндустрия. Информация становится инструментом влияния и власти, которую стремятся заполучить все представители политической элиты, бизнес-элиты и само государство.
Так появляются частные медиапредприятия и государственные. Журналист оказывается зависимым от учредителей.
Распространение интернета оказало влияние на облик современной журналистики. За несколько лет журналистика претерпела серьезные изменения.
Бурное развитие так называемой гражданской журналистики, соцсетей, контент-маркетинга изменили принципы работы журналистов.
Процессы ухода журналистики в Сеть повлекли за собой противоречивые последствия. Журналист в виртуальном пространстве чувствует себя более свободным. Все чаще возникают примеры нарушения авторских прав, публикации непроверенной информации, размещения личных видеозаписей, фотографий, комментариев. Однако самая большая проблема состоит в том, что автор забывает о качестве своего материала, так как необходимо его создать быстро и привлечь им большую аудиторию. Так появилось такое понятие, как цифровая медиаэтика. Современные условия требуют от журналистов наличия новых ценностей – оригинальности, уважения к пользователям соцсетей, аккуратности.