Закон о СМИ
Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации» от 27.12.1991 года – это нормативно – правовой акт, который регулирует всевозможные отношения между участниками процесса производства периодической массовой информации на территории России:
- Между средствами массовой информации и обществом;
- Между средствами массовой информации и государством;
- Между средствами массовой информации и гражданами Российской Федерации;
- Между средствами массовой информации и учредителем, редакцией и издателем;
- Между редакцией и журналистами;
- Между авторами и «действующими лицами» имеющихся публикаций;
- Между автором – журналистом и источником информации.
Закон о средствах массовой информации установил запрет цензуры, а также создание юридических возможностей для регистрации учреждения, которые не зависят от политических партий изданий, журналов, государства, агентств новостей, радиопрограмм и телепрограмм.
Историческая форма закона о СМИ
Решение о принятие закона «О средствах массовой информации» решило проблему цензуры. Она была отменена и значительно упрощена. Если вспоминать прошлое, то цензуры не было, лишь в период с 1917 по 1922 годы. Позже была введена предварительная цензура, а следующий закон с изменениями вступил в силу только в 1990 году, то есть через 68 лет. В 1917 году строгие режимы относительно деятельности журналистов были отменены.
Первый декрет «О печати» был выпущен в ноябре 1917 года, в нем говорилось о том, что вводится новый порядок для работы журналистов и усилятся действия администрации. Для печати устанавливается полная свобода, но в пределах ответственности перед судами.
Современный закон вступает в силу 1 августа 1990 года и почти полностью повторяет Закон СССР «О печати и других средствах массовой информации». И республиканские, и союзные законы были подготовлены и приняты к исполнению на основе авторов: Ю.М. Батурин, В.Л. Энтин и М.А. Федотов.
Главы основного закона о СМИ
Закон о средствах массовой информации содержит 7 глав, которые состоят из 62 статей:
- Общие положения: основные понятия, упоминания запрете в злоупотреблении массовой информации и о запрете цензуры.
- Организация деятельности средств массовой информации: все сведения, которые необходимы для грамотной регистрации средства массовой информации.
- Распространение массовой информации: в главе содержится необходимая информация о том, как правильно распространять информацию.
- Отношение средств массовой информации с гражданами и организациями: права запроса, а также получения информации, возможные варианты отказа в предоставлении информации и так далее.
- Права и обязанности журналиста: порядок аккредитации, права и обязанности журналиста, правила использования скрытой записи.
- Межгосударственное сотрудничество в области массовой информации: о том, какие материалы могут быть допущены к распространению в зарубежные издания.
- Ответственность за нарушение законодательства о средствах массовой информации: возмещение морального вреда.
Сопутствующие законы
Существуют и сопутствующих законы, которые распространяются и действуют на территории Российской Федерации, позволяющие средствам массовой информации беспрепятственно работать, с соблюдением указанных норм, правил и требований.
Конституция Российской Федерации. Здесь можно наблюдать такие нормы, как: свобода слов и мысли, запрет на цензуру, неприкосновенность частной (личной) жизни, запрет на антигуманную пропаганду в самых разных ее проявлениях, идеологический плюрализм и запрет на цензуру.
Любое воспрепятствование законной деятельности профессиональных журналистов регулируется законодательством, а в случае, если будет установлено нарушение, то дела рассматриваются в суде.