Демократизация — это процесс внедрения демократических принципов в политическую систему, стиль жизни, культуру и т.д.
СМИ России в 1990-е годы
Новые исторические условия жизни России стали фактором становления массовой журналистики нового типа. В первую очередь, было необходимо определить место прессы в утверждавшемся демократическом обществе. Этот процесс, начатый в 1990-х годах, привел к ряду сдвигов в социальной структуре СМИ, осмысленному пониманию запросов аудитории, а также способствовали внедрению новых методов и форм деятельности СМИ. В новых условиях информационный процесс реорганизуется, дифференцируется. Происходит трансформация социальных, духовных, профессиональных ориентиров журналистики.
Развернувшееся в начале 1990-х годов строительство системы СМИ РФ испытало ряд трудностей. На ноябрь 1991 года было зарегистрировано 1269 печатных изданий и информационных агентство. Более 2000 СМИ получили свидетельства на право деятельности еще во времена существования СССР. В 1991 году в России выпускалось более 4000 газет.
После распада Советского Союза существовавшая система средств массовой информации окончательно разрушилась. А введение нового Закона о СМИ открыло возможности для создания новой системы.
В отечественной журналистике стали появляться новые типы изданий. Особое место среди них на информационном рынке заняла группа изданий, главной темой которых была политика, а основным принципом – серьезный подход к ней. В первую очередь, это такие издания:
- «Известия»,
- «Независимая газета»,
- «Общая газета»,
- «Новое время»,
- «Коммерсантъ»,
- «Новая ежедневная газета»,
- «Сегодня».
Благодаря новым тенденциям, которые сложились в условиях финансово-экономической инициативы и демократизации, появились новые газеты. Таким образом, газетный мир страны расширялся, при этом сохраняя многонациональный характер. Газеты и журналы выходили почти на 40 языках. Однако положение прессы входящих в состав Российской Федерации республик было нестабильным. А переход к рыночным отношениям вызвал сокращение тиражей.
Факторами падения тиражей массовых изданий стали:
- Пересмотр общественных отношений;
- Переход к рынку;
- Демократизация общественной жизни;
- Рост цен на подписку.
В 1993 году ситуация на печатном рынке продолжала ухудшаться. Существенно возросли цены на материалы, полиграфические работы, доставку. СМИ ощущали экономическую зависимость от правительства от финансовых структур.
В середине 1990-х годов положение на рынке печатных СМИ стабилизировалось, однако государство продолжало оказывать давление на СМИ. Всего в 1996 году в стране выходило около 14 тыс. разных газет.
Российская журналистика в условиях рынка
Переход страны к рыночным отношениям стал реальностью. В экономике страны в послепереходный период параллельно с многоукладностью шел процесс утверждения разных форм собственности в СМИ. Издательства, периодические издания, информационные агентства, электронные СМИ уже были не только государственной собственностью. Они принадлежали акционерным обществам, частным лицам. В начале 1990-х годов в Москве работало 23 частные радиостанции.
Также появились СМИ, сдававшиеся в аренду, принадлежавшие общественным организациям, смешанным компаниям с привлечением иностранного капитала. Финансовые сложности вынуждали журналистские коллективы активно искать возможности для преодоления кризиса. Главными среди них оказались спонсорство, совместные предприятия, реклама и т.д.
Часто в роли собственников и учредителей различных информационных структур выступали политические силы.
В середине 1990-х годов журналистика как бизнес испытала проявления новых экономических взаимоотношений, столкнулась с проблемами акционирования, приватизации. Главное место в рыночных взаимоотношениях между деловым миром и прессой заняла реклама, которая стала фактором новой экономической и общественно-политической ситуации в стране. Она стала самостоятельной отраслью. Печатные СМИ стали отводить рекламе целые полосы и подборки. Она стала не только источником дохода. Ее роль в экономической, культурной, социальной жизни общества продолжала расти. Реклама вселяла в сознание аудитории экономические и духовные замыслы рекламодателей. Она стала сферой бизнеса и социальной информации и превратилась в предмет острой борьбы и конкуренции как со стороны рекламодателей, так и со стороны ее распространителей.
Именно в послепереходный период появились специальные рекламные издания, которые получали колоссальную прибыль за публикацию объявлений. А значительные доходы обеспечили им возможность распространять еженедельники миллионными тиражами на бесплатной основе.
По тиражу и объему рекламные издания превосходят все остальные. Они функционируют полностью на средства спонсоров и рекламодателей. Многие рекламные издания доставляются бесплатно. К этой категории относятся газеты, которые выпускаются банками, концернами, фирмами, торгово-коммерческими корпорациями, акционерными обществами.
Реклама постепенно стала неотъемлемой частью теле- и радиопрограмм, телевизионного художественного вещания. Без рекламы не обходится показ концертных программ, фильмов.
Конкурентная борьба за рекламу на телевидении, в печати, на радио мало влияет на ее качество. Часто в ее тематике присутствует недозволенное, плохой дизайн, назойливость текста, «топорность» аудиовизуального оформления и т.д. В связи с этим в рекламе многое вызывает со стороны аудитории негативную реакцию.
В погоне за прибылью многие средства массовой информации не считают обязательным выполнение главного требования Международного кодекса рекламной практик, согласно которому любое рекламное послание должно быть благопристойным, юридически безупречным, правдивым и честным.
Сегодня на товарном рынке России функционируют десятки представительств, фирм, банков. Часть из них связана с западным капиталом. Поэтому реклама все больше оказывается частью деловых отношений. От качества и уровня рекламы во многом зависят отношения между теми, кто работает в рыночной сфере.