Cross-promotion — это технология продвижения, когда две или более компании реализовывают совместные программы, направленные на стимулирование сбыта.
Влияние финансово-экономического кризиса на развитие региональных рынков печатных СМИ
Глобальная рецессия привела к усилению трендов, формирующихся в отечественной медиаиндустрии в последние два десятилетия. Отсутствие независимого и устойчивого кластера малого и среднего бизнеса в медийной отрасли является одним из ключевых факторов отсутствия конкурентной среды и реального рынка в информационном пространстве, и оказывает воздействие на целеполагание и мотивацию людей, которые включены в эти процессы и на их способы формирования контента, коммуникации с аудиторией, общественными организациями, бизнесом и правительством.
Финансово-экономический кризис отразился и на региональных печатных СМИ. Произошло снижение тиражей печатных изданий, уменьшение доходов от продаж рекламы. В свою очередь, это вынудило региональных издателей искать новые формы и способы повышения лояльности рекламодателей.
Редакции стали применять разнообразные льготы и скидки – пакетные продажи, кросс-промоушн.
Ряд издательство упразднили отделы рекламы или перешли на аутсорсинг. Это привело к увеличению объемов рекламы в издании и соответственно к снижению доли информационного контента.
Падение тиражей изданий, сокращение журналистского штата в редакциях привели к необходимости применения технологии user content generated, а также SMS-коммуникаций в работе с аудиторией. Кроме того, это привело и к расширению количества ньюсмейкеров и экспертов, к использованию в качестве внештатных корреспондентов непрофессиональных журналистов. Местная пресса для привлечения молодой аудитории стала печатать инфографику и сокращать предельные объемы текстов.
Финансово-экономический кризис привел к сокращению поддержки спонсоров и учредителей и обострил конкуренцию между изданиями, в том числе и за государственные дотации и бюджетное финансирование.
Кроме того, финансово-экономический кризис привел к увеличенную расценок и партнеров по рынку – поставщиков бумаги, полиграфистов, распространителей. Рост почтовых тарифов привел к тому, что региональные издательства от доставки газет по подписке часто терпят убытки. Экономический кризис усилил стремление медиаменеджеров к самостоятельности в вопросах дистрибуции. Так, многие издатели переходят на самостоятельное распространение определенной части тиража не только в розницу, но и по подписке. Издательства создают собственные торговые сети и используют чужие.
Антикризисные меры. Факторы, мешающие развитию муниципальных медиарынков
Финансово-экономический кризис заставил менеджеров региональных изданий обратить внимание на Интернет. Редакции стали формировать собственные группы в социальных сетях, проводить онлайн-конференции.
Меняются и редакционные процессы создания контента. При этом следует отметить, что муниципальной, как и любой другой, газете, которая открывает свой сайт в интернете, приходится работать и с локальной аудиторией и с виртуальной.
Использование скрытой рекламы стало вторым по популярности антикризисным решением. Ряд изданий приняли решение о сокращении объема материалов, публикуемых на бесплатной основе.
Региональные издатели используют две категории антикризисных стратегий; активные и пассивные.
Пассивные меры:
- Сокращение штатов;
- Снижение заработной платы;
- Укорачивание рабочей недели;
- Снижение расходов на командировки, сотовую связь, хозяйственные и канцелярские товары т.д.;
- Замораживание цен на подписку;
- Сокращение объема существующих проектов и отказ от новых.
Активные меры:
- Увеличение численности сотрудников;
- Увеличение зарплаты;
- Развитие новых медийных и немедийных направлений;
- Дополнительные виды деятельности – наружная реклама, набор, копирование, сканирование текста;
- Ввод новых видов деятельности и т.д.
Факторы, которые тормозят развитие региональных медиарынков, можно разделить на две группы. Первая группа факторов – это проблемы, которые по мнению региональных журналистов, оказывают на рынок наименьшее влияние. К ним относятся:
- Несогласованные действия редакций, распространителей, полиграфистов;
- Нехватка современного оборудования;
- Недостаточно эффективный и прозрачный рынок распространения печатных изданий;
- Значительное количество изданий, которые не включены в рыночные отношения.
В наибольшей степени на рынок печати воздействует, по мнению редакторов и журналистов, вмешательство власти в деятельность средств массовой информации.
Следующим фактором, наиболее сильно воздействующим на медиарынки, журналисты считают несоответствие системы подготовки кадров для СМИ потребностям общества и рынка. Часто в коллективы редакций муниципальных СМИ приходят люди, не имеющие понятия о практических и теоретических аспектах, о специфических особенностях и этических нормах журналистской профессии.
Наиболее острыми проблемами муниципальных медиарынков также являются:
- Возрастной редакторский состав, которому сложно эффективно работать в современных условиях;
- Отсутствие участия государства в развитии прессы;
- Отсутствие гарантий исполнения финансовых отношений со стороны власти, отсутствие стабильности;
- «пожелтение» печатных изданий, которые таким способом пытаются компенсировать недостаток острых общественно значимых материалов.
Таким образом, региональная печать , которая была сформирована в советский период для осуществления функций авторитарного управления, в современных условиях испытывает дисфункции и в характере деятельности, в содержании, что ведет к потере ее значимости и роли в обществе. Местная пресса теряет способность полноценно выполнять функции средств массовой информации для локальных сообществ, а также другие функции (информационную, функцию социализации, артикуляции, критики и контроля и т.д.). Постепенно роль местных СМИ сводится к отвлечению населения от нежелательной информации, которая может поставить под сомнение авторитет учредителей и собственников. А место печатной прессы постепенно занимают новые формы коммуникации, в частности, Интернет. Финансовый кризис обостряет эти процессы. Нарастает маргинализация и таблоидизация рассматриваемого сегмента отечественных медиа. Издания часто сужают спектр освещаемых проблем, рассчитывая не невзыскательную аудиторию.