Нейролингвистическое программирование (НЛП) – это отрасль практической психологии, разрабатывающая приемы и методы вербального воздействия на психику человека с целью изменения его поведения.
Понятие и история возникновения НЛП
Как вид психологической практики нейролингвистическое программирование возникло в начале 1970-х годов. Основателями НЛП являются Д. Гриндер и Р. Бэндлер. Во время изучения и структурирования процесса гештальт-терапии, они выделили механизмы работы, которые оказывали положительное влияние на состояние пациентов. Взяв за основу этот опыт, Р. Бэндлер и Д. Гриндер разработали методику и механику процесса моделирования, на который основывается НЛП. Таким образом были созданы модели терапии, которые успешно работали на практике и которым было возможно научиться. Первые свои открытия они опубликовали в книгах «Паттерны» и «Структура магии». Однако они не изобрели принципиально новой системы социальных влияний, ученые лишь обобщили и представили общественности практические знания психофизиологии, психологии, неврологии и т.д., при этом осуществив ряд маркетинговых мероприятий для популяризации своего подхода. Рассматривая хорошо изученные наукой условные рефлексы и психологические установки, ученые разработали свою систему понятий, доступных широкому кругу лиц, которую дополнили наблюдениями. Эти наблюдения основывались на психотерапевтической практике, а не на экспериментальных исследованиях.
В понятии «нейролингвистическое программирование» «нейро» означает стереотипы и уклад мышления человека, сформировавшиеся вследствие его взаимодействия с социумом и окружающей средой, т. е., являющиеся следствием определенных нервно-психологических процессов. «Лингвистическое» означает, что все эти процессы управляются словом, а «программирование» подразумевает четкую организацию управленческих воздействий на человека как на объект влияния. Четкость эта относится и к «считыванию» с объекта информации при помощи оценки его жестикуляции, речевого поведения, движения глаз, голосовых проявлений, дыхания.
В модель НЛП со стороны субъекта общения входят три поведенческих этапа воздействия:
- Установление с объектом психологического контакта;
- Налаживание процесса коммуникации с объектом;
- Побуждение объекта к желательному поведению.
Эти элементы НЛП характеризуют «раппорт», который состоит из следующих элементов:
- Присоединение,
- Закрепление,
- Ведение собеседника.
Использование нейролингвистического программирования в СМИ
Журналист, преследуя цель воздействия на собеседника, часто прибегает к психотехникам, которые позволяют создавать смысловое поле общения, изменять атмосферу и фон, которые меняют поведение объекта воздействия. Часто журналисты прибегают к технике нейролингвистического программирования, опирающегося на стимулы, которые связаны с психофизиологическим состоянием личности.
Стимул, связанный с физиологическим состоянием и запускающий его, называют якорем.
Якоря – это особая форма психологических установок, рефлексов, которые позволяют изменять некоторые психологические структуры человека, развивать достоинства и устранять недостатки. Это сигналы и знаки, вызывающие определенную реакцию. Якоря возникают благодаря повторению ситуации либо в состоянии эмоциональной вовлеченности.
Данная техника широко применяется в общении. Якорем, например, может стать то, что вызывает восторг, умиление, сексуальное желание. В качестве якорей могут выступать животные, дети, известные мелодии, красивые пейзажи, цвета.
Средства массовой информации активно используют якоря в своей работе. Якоря зависят от вида СМИ. Например, печать использует визуальные якоря (шрифты, фотографии) и кинестетические (плотность бумаги). Якорями в прессе также могут служить расположение материалов, макетирование, вид издания, рубрикация, формат издания, цветность.
Радио использует аудиальные якоря. На телевидении одновременно используются аудиальные и визуальные якоря, поэтому оно одновременно действует и на аудиалов, и на визуалов. Постоянно меняющие друг друга картинки, сопровождаемые речью или музыкой, несут сильнейшую эмоциональную нагрузку. Якоря помогают собраться, сориентироваться, перейти в определенное эмоциональное состояние. Восприятие информации зависит именно от его состояния. Например, уже на протяжении многих лет программа «Время» использует определенную музыкальную заставку и набор изображений. Для аудитории это якорь, который помогает им перейти в определенное состояние, необходимое для восприятия официальной информации.
Определенный контекст, способ истолкования высказывания, поведения, события называют фреймом.
Рефрейминг – это изменение рамок, которые включают в себя какое-то событие или высказывание для придания им нового значения.
Это помещения переживания или образа в новый фрейм для преобразования смысла, отличающегося от исходного. Умение посмотреть на вещи с разных сторон – это техника рефрейминга. В нем используются доминанты «предопределения» и «намерения». Предопределение – это замена одного из элементов обобщения другим словосочетанием, которое обозначает примерно то же самое, однако влечет другие последствия. Намерение – это направление человека к цели.
Для того, чтобы изменить контекст утверждения, выражения, беседы либо придания им нового значения используется контекстуальный рефрейминг. В нейролингвистическом программировании большое внимание уделяется «глазным сигналам доступа». Основатели НЛП считают, что это сигналы, позволяющие понять, каким образом люди получают доступ к информации. Например, когда человек вспоминает звуки, его взгляд перемещается вправо по горизонтали. А визуализация прошлого заставляет человека перевести взгляд вверх и влево по отношению к наблюдателю. При разговоре с самим собой взгляд находится слева внизу.
В НЛП существует множество техник воздействия на аудиторию:
- Повторение информации в более упрощенном виде;
- Экспрессивный удар, который производит эффект психологического шока путем транслирования ужасов современной реальности. Это вызывает у человека реакцию протеста и стремление наказать виновных;
- Односторонность при освещении событий;
- Одобрение мнимого большинства;
- Утверждение и повторение. В этом случае информация подается в виде шаблонов. Они активно задействуют стереотипы, имеющиеся в подсознании.