Молодежная пресса – это форма периодического распространения массовой информации, ориентированная на аудиторию в возрастном диапазоне от 14 до 30 лет.
История развития и функциональные особенности молодежных периодических изданий
Молодежь ввиду своей впечатлительности и импульсивности особенно зависима от социокультурных метаморфоз. Средства массовой информации растягивают рамки субкультурного молодежного дискурса. Для современного медиаландшафта характерная сложность и многообразие связей между типологически различными элементами. Эта сложность была обусловлена результатом исторического развития СМИ, а также разнообразием качественных изменений, возникших в последние десятилетия. Факторами, предопределяющими качественные изменения, являются:
- Демократизация социальной и политической жизни страны;
- Развитие новых информационных технологий и новых медиа;
- Коммерциализация деятельности СМИ.
Молодежная пресса в этом процессе занимает особое место.
Под молодежной прессой принято понимать форму периодического распространения массовой информации, ориентированную на читательскую аудиторию в возрастном диапазоне от 14 до 30 лет. Но в некоторых классификациях молодежных изданий встречаются и возрастные категории до 14 лет (детские издания).
История развития отечественной молодежной прессы берет свое начало с 1917 года. Первыми молодежными изданиями были «Юный пролетарий» и «Интернационал молодежи».
Такая периодика по содержанию напоминала окна РОСТА, агитки. Это связано с тем, что учредителем этих изданий был Социалистический союз рабочей молодежи.
В 1930-е годы появились такие издания, как «Молодая гвардия», «Юный натуралист», «Студенческий меридиан».
В 1950-е годы стали выходить «Юность», «Юный техник».
В 1970-е годы на медиарынке появились рекреативные музыкальные СМИ для молодежи («Ровесник»). Издания отличались разнообразным и качественным литературно-художественным содержанием, в них публиковались документальные материалы и положительные примеры деятельности коммунистической партии.
В середине 90-х годов в молодежной периодике произошли изменения в визуальном и содержательном контенте, но общие функции и цели остались неизменными. Функции молодежных периодических изданий:
- Рекреативная;
- Воспитательная;
- Мировоззренческая.
Главным образом это проявляется в дифференциации молодежной прессы, которая отражает разные политические и мировоззренческие позиции. В результате конкурентной борьбы разных объединений и партий на свет появились молодежные издания, выражающие свою политическую позицию (например, «Черная сотня», «Молния», «Сокол», «Бумбараш»). Для молодежной прессы, с одной стороны, характерна активная авторская позиция, а с другой – повышенная оценочность.
Издания для подростков в советский период рассказывали о неформальных субкультурах, при этом давая им негативную оценку, тем самым побуждая читателей отказаться от бунтарской модели поведения.
В период перестройки взгляды и ценности молодежи резко изменились. В этот период многие издания, предназначенные для взрослой аудитории, создали молодежные рубрики.
Функции современной молодежной прессы и ее виды
Тенденция развития молодежной газеты в последние несколько лет заключается в том, что издания отказываются от функции наставника, навязывающего ценности предыдущего исторического периода, и стремятся к роли демократичного друга для своей аудитории. Рыночные условия и ориентация на общечеловеческие демократические ценности привело к расширению данного типологического сегмента СМИ.
Функциональная основа современных молодежных изданий:
- Воспитание
- Информирование
- Социализация
- Просвещение.
Сюда же можно отнести функцию общения. Ее цель заключается в обмене интересами изменениями, так как в подростковом и юношеском возрасте именно социально-коммуникативные потребности являются самыми актуальными. Реализация рекреативной функции стала новым явлением в современном развитии молодежной прессы, так как она помогает снять свойственное молодой аудитории психологическое напряжение и сформировать легкий, но при этом увлекательный и актуальный контент, который покрывает значительную часть интересов молодого поколения: кино, музыка, компьютерные игры, шоу-бизнес и т.д.
В наши дни актуальной становится рекламно-справочная функция, отражающая и общие рыночные ориентации системы средств массовой информации, и непосредственные утилитарные интересы аудитории. Почти в любом издании молодежной прессы представлены практические советы, полезная информация.
На современном этапе происходит переосмысление о организаторской функции молодежной периодики. Проявляется она в том, что редакция знакомит с нормами поведения в коллективе, обществе, семье и способствует выбору профессии. На основе общего обзора функциональной направленности молодежной прессы можно выделить следующие основные целевые группы данных изданий:
- Общественно-политические, в которых освещаются новости молодежных организаций, вопросы, касающиеся молодежной политики, профориентации молодежи. К ним относятся: «Молодая гвардия», «Пульс», «Молодежь и общество» и т.д.;
- Информационно-публицистические и научно-популярные издания, целью которых является популяризация науки, техники, искусства, расширение кругозора, влияние на сознательный выбор средств решения производственных, социальных и других проблем. К таким изданиям относятся: «Юный краевед», «Юный натуралист», «Крылья», «Сельская молодежь» и т.д.;
- Религиозные издания: «Новый Ковчег», «Дорога вместе», «Наследник», «Остров Надежды» и т.д.;
- Развлекательно-познавательные: «Твоя вертикаль», «Твое тысячелетие», «Student» «Студенческий меридиан» и т.д.;
- Развлекательные. Такие издания в большинстве своем малоинформативны, а значительную часть их содержания составляет реклама. К ним, в частности, относятся издания «Твой формат», «Yes», «Оракул», «Бумеранг» и т.д.;
- Детские – издания, рассчитанные на аудиторию до 12 лет. Например, «Веселые картинки», «Дисней для малышей», «Мурзилка», «Клепа», «Домовенок» и т.д.;
- Студенческие. Специфика этого направления состоит в том, что журналисты и читательская аудитории – студенты, вовлеченные в процесс создания и получения информации. эти издания выполняют не только сугубо информационную функцию, но и корпоративную: «Студенческий день» (КГТА), «Вести БелГУ» (БелГУ) и т.д.