Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Будущее журналистики: сетевая журналистика

Определение 1

Конвергенция СМИ – это объединение разных способов передачи информации.

Интернет-СМИ в медиасистеме

Если рассматривать сетевую журналистику в узком смысле, то к ней относят только интернет-СМИ – сайты, основная деятельность которых состоит в информировании массовой аудитории. Но некоторые исследователи в понятие сетевой журналистики включают еще два типа ресурсов:

  • Сайты, которые предназначены для дискуссий и обмена информацией (блоги);
  • Сайты, которые индексируют и классифицируют информацию (поисковые машины, интернет-каталоги, новостные агрегаторы).

Все эти ресурсы можно отнести к журналистике, так как их функции совпадают с функциями прессы.

Однако большинство пользователей сайтов-посиковиков к ним обращаются не за журналистской информацией. Так же большая часть блогов посвящена не обсуждению общественно-значимых вопросов, а частной жизни автора. Разграничение массива обращений на связанные с журналистикой и не связанные невозможно. Усложняется эта задача еще и тем, что одно может перетекать в другое – пользователь, который зашел на страницу поисковика с определенными частными целями параллельно просматривает и новости.

До появления интернета медиасистема состояла из трех видов средств массовой информации, различающихся по способу передачи информации:

  • Печатные СМИ, где информация передается посредством текста и изображений;
  • Телевидение, где информация передается посредством видеотрансляций;
  • Радио, где информация передается посредством звука.

Интернет-СМИ изменили ситуацию, размыв границы между этими видами СМИ.

Практически все современные традиционные СМИ имеют свою страницу в Интернете. На таких сайтах, кроме материалов, вышедших в эфир или печать, еще представлены дополнительные материалы, которые подготовлены исключительно для сайта. Независимо от вида СМИ сайт может содержать и текстовые материалы, и аудиовизуальные.

Различие между сайтами традиционных средств массовой информации и чисто онлайновых СМИ тоже стерлось. Сегодня эти группы СМИ различаются только тем, что сайты традиционных средств массовой информации имеют оффлайновую версию, эфирную или печатную. А в том, что касается сбора и подачи информации, все СМИ, присутствующие в интернете, пользуются схожими стратегиями и технологиями, например, это:

«Будущее журналистики: сетевая журналистика» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Интернет оказал влияние и на скорость информационного обмена. Информация в сети поступает аудитории по мере создания. Кроме того, информационные агентства благодаря сети Интернет получили возможность обращаться к аудитории напрямую. Если раньше информационные агентства поставляли информацию СМИ, то теперь они – конкуренты этих же СМИ за внимание аудитории. Остальные СМИ в результате не могут ограничиться просто передачей новостей. Им приходится постоянно производить уникальный обновляемый контент. Но здесь работает еще одна особенность интернет-среды. Очень быстро все уникальное перестает таковым быть. Касается это как новостей, которые моментально перепечатываются и публикуются на сайтах конкурентов, так и форматов.

Проблемы качественной сетевой журналистики

Интернет-среда создала безграничные возможности для журналистов и для аудитории. Но она создала и проблемы, которые способны поставить под угрозу само существование качественной журналистики. Главными среди этих проблем являются:

  • Сложности с монетизацией сетевых СМИ;
  • Заполнение сетевого пространства недостоверными и некачественными материалами.
Замечание 1

Сложности с монетизацией появились в связи с тем, что интернет лишил журналистов монополии на рекламу.

Если раньше две трети рекламы шли через СМИ (исключение составляли почтовая рассылка, наружная реклама, раздача листовок и т.д.) и рекламодатели содержали журналистов, то в интернете основными получателями рекламных доходов являются наиболее посещаемые сетевые ресурсы, например, соцсети и поисковики. Интернет-СМИ получают малую часть внимания пользователей, соответственно, небольшую часть выручки от рекламы. Непосредственно на продаже информации большая часть сетевых СМИ не зарабатывают вообще ничего. Попытки ввести платный доступ наталкиваются на нежелание пользователей платить. Бесплатность информации в интернете вошла в привычку. Платная подписка успешно применяется только у ряда качественных деловых СМИ (например, «Ведомости», Financial Times).

Если говорить о качестве материалов СМИ, представленных в интернете, то она сильно различается. Сетевая среда свела порог входа на медиарынок к минимуму. Сейчас издателем либо автором сетевого СМИ может стать любой желающий. Минимизированы и издержки для использования сетевого издания в пропагандистских и рекламных целях. В таких изданиях материалы могут маскироваться под журналистские. Читатель будет воспринимать такие материалы как журналистскую информацию. В связи с этим обострилась необходимость медиапросвещения, привития людям базовых навыков медиаграмотности, умения ориентироваться в массиве журналисткой и любой другой информации, предлагаемой в интернете.

Тренды сетевой журналистики

Первым трендом сетевой журналистики является использование мобильных устройств для чтения журналистских материалов. В связи с этим для СМИ актуальна подготовка материалов, которые будут комфортно восприниматься именно на мобильных устройствах.

Следующий тренд сетевой журналистики – существенный рост значимости соцсетей как канала передачи журналистской информации.

Еще один тренд – «цифровой разрыв». Он показывает разное значение традиционных и сетевых СМИ для людей разного возраста. Например, более 60% молодежи в качестве основного источника новостей используют интернет, а люди старше 55 лет предпочитают телевидение.

Следующий тренд – сокращение доли тех, кто знакомство с материалами сайта начинает с главной страницы. Большая часть пользователей переходит по ссылке на определенный материал. Источниками ссылок, как правило, являются:

  • Поисковики-агрегаторы;
  • Рассылка по электронной почте;
  • Соцсети;
  • Уведомления на мобильных устройствах.

Пятый тренд – текст в интернет-СМИ воспринимается лучше, чем видео.

Дата написания статьи: 21.01.2021
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot