Проблема развития компьютерной лингводидактики
Проблемы лингводидактики – это главные неразрешенные вопросы в сфере обучения языкам, задающие направления исследований в рамках данной научной области.
Внедрение информационных технологий в учебный процесс предусмотрено программой реформирования системы образования во всем мире и, безусловно, требует изучения и совершенствования. Именно этими вопросами занимается такая дисциплина как лингводидактика.
Стоит отметить, что в современном мире зачастую используется термин «компьютерная лингводидактика». Развитие компьютерной лингводидактики непосредственно связано с развитием информационных технологий, поэтому предметом ее исследования являются не только языковые, психологические, психолингвистические, методические проблемы лингводидактики, но и формально-содержательные компоненты новых информационных технологий.
В связи с этим, трансформация традиционной лингводидактики в компьютерную является одной из основных проблем практического характера рассматриваемой научной области.
Различные аспекты этой проблемы изучали Д. Бэлл, Р. Бриена, П. Росс, А. Дэвид и много других. Как показывает анализ научной литературы, первые попытки использования ЭВМ при изучении языков в начале 60-х гг. были сделаны в США в Стэнфордском университете (Russian-Program) и Нью-Йоркском университете (Das deutsche Programm).
Рисунок 1. Д. Бэлл. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Позже, на рубеже 70-х гг., этой проблемой заинтересовались в странах Западной Европы, Японии и странах Латинской Америки. С середины 80-х гг. В США, Западной Европе и Японии вопрос компьютеризации преподавания языков приобретают особую актуальность в учителей-словесников, методистов и программистов.
В середине 80-х годов формируется научное направление, занимающееся вопросами компьютерной поддержки обучения языкам, – Computer Assisted Language Learning (CALL). CALL определяют как подход к преподаванию языков, где компьютер является вспомогательным инструментом для представления и оценки материала. Американский ученый М. Леви рассматривает CALL как поиск и исследование методов использования компьютера в обучении в общем и преподавании языков частности.
Позже эти исследования легли в основу нового научного направления. Сам термин «компьютерная лингводидактика» впервые был предложен К. Пиотровской в 1991 году.
Как известно, лингводидактика, или дидактика языка, исследует законы освоения любого языка независимо от того, является ли он родным или вторым.
Процесс овладения языком является предметом исследований психолога, психолингвиста, лингвиста и методиста. В то же время подойти к осмыслению этого процесса только с позиций той или иной отдельной дисциплины означает не получить полной картины.
В последние годы предмет исследования лингводидактики значительно увеличился, соответственно и толкование этого понятия стало шире, поскольку оно акцентирует внимание и на проблемах сетевого обучения языку.
Традиционные и современные проблемы теории обучения языкам
Кроме того, к традиционным проблемам лингводидактики относятся:
- изучение родного языка во всех типах средних и высших учебных заведений, что является средством формирования и развития языковой личности, сознательного гражданина определенной страны;
- обучение языку как направление на воспитание языковой личности – человека, который любит, знает и хранит родной язык, с уважением относится к нему как к языку своего государства, обладает его выразительными средствами, пользуется им в своей профессиональной деятельности и в повседневной жизни;
- формирование и развитие языковой личности осуществляется в процессе овладения всеми видами речевой деятельности – аудированием, говорением, чтением и письмом, восприятием и производством речи;
- обучение языка в личностном, когнитивном, коммуникативно-деятельностном, компетентностном, функционально-стилистическом и других аспектах;
- учебно-воспитательный процесс языкового образования с эффективным применением традиционных и инновационных технологий;
- обучение языку с опорой на краеведение, этнологию, этнокультурологию, этнопедагогику и этнопсихологию.
Дальнейшее развитие дистанционного обучения, совершенствование компьютерной учебного среды, автоматизированных обучающих систем, потребность в формировании профессиональной и мультимедиа компетенции на основе информационно-коммуникационных технологий – все это обусловило необходимость в дальнейшем развитии информатизации лингводидактики, усовершенствовании терминологического аппарата, уточнении предмета, объекта , задач исследования, разработки инновационных педагогических технологий в современной глобальной сети.
В конце последнего десятилетия с развитием информационных технологий, появлением сетевого обучения возникает новый термин для обозначения научной теории обучения иностранным языкам – электронная лингводидактика. Ввел этот термин в оборот в 2009 году русский ученый А. Гарцов. Это научная дисциплина, которая развивается вместе с эволюцией электронных средств, цифровых технологий и сетей передачи данных, целью которой является изучение закономерностей обучения языкам в современной информационной среде, их теоретической интеграции и практической реализации в системе инновационной языкового образования.
Электронная лингводидактика, помимо традиционных, выделяет особые проблемы, а именно:
- эффективность новейших форм обучения –дистанционного, обучения онлайн с элементами интерактивности и тому подобное;
- применимость новейших видов учебной деятельности: работа с аудио, работа с видео, создание презентаций, работа с компьютерными обучающими программами, электронное общение;
- актуальные средства обучения – аудиозаписи, видеофильмы, мультимедийные презентации, компьютерные программы, электронные книги, учебники, справочники, энциклопедии, словари, ресурсы сети Интернет, электронная почта, скайп-связь, виртуальный учебный комплекс.
Решение обозначенных проблем требует кардинальных изменений не только в разработке и внедрению новых средств, организационных форм и методов обучения, а также других подходов к подготовке специалистов. Несмотря на сложности, существующие причины, которые замедляют темп развития, лингводидактика развивается очень динамично.