Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Семантический способ словообразования

Понятие семантического словообразования

Определение 1

Семантический способ словообразования – это способ образования нового слова посредством образования омонимов.

Также в лингвистической литературе этот способ именуется лексико-семантическим словообразованием (словопроизводством).

Говоря о «семантическом», подразумевают «связанное со смысловым значением языковых единиц». Сам термин «семантика» произошёл от греческого слова «semantikos», которое переводится на русский язык как «обозначающий».

Определение 2

Омонимы представляют собой слова, которые пишутся и звучат одинаково, но при этом имеют разные лексические значения.

Термин «омоним» был введён Аристотелем посредством сочетания двух греческих слов «homos» и «onyma», которые переводятся на русский язык как «одинаковый» и «имя», соответственно.

Процесс образования омонимов заключается в придании слову нового значения. При этом слово употребляется не только в приобретённом значении, но и в старом. Следовательно, образуются многозначные слова, которые в последующем расщепляются на омонимы.

Замечание 1

Таким образом, семантический способ словообразования заключается в превращении разных значений одного слова в этимологически самостоятельные и независимые слова.

Общее представление о словообразовании

Определение 3

В целом словообразование представляет собой образование новых слов. По-другому словообразование называется деривацией.

Слово, от которого было образовано новое слово, является производящим, а новое слово – производным (дериватом). Отношения между производящими и производными словами могут быть как формальными, так и семантическими. В соответствии с этим все способы словообразования представлены двумя категориями:

Готовые работы на аналогичную тему

  • синхронные способы словообразования, которые заключаются в добавлении к основе и отсоединении от неё аффиксов;
  • диахронные способы словообразования, которые заключаются в отсутствии процесса производства между производящим словом и дериватом.

Именно к диахронным способам относится семантическое словообразование.

Словообразование является основным механизмом пополнения словарного (лексического) запаса языка. Именно поэтому словообразование активно изучалось лингвистами.

Впервые научный интерес к словообразованию проявился в середине прошлого века. Однако отечественное языкознание того времени рассматривало словообразование как один из разделов морфологии. Это было вызвано тем, что в первую очередь рассматривали образование слов при помощи морфем.

Однако не мог остаться без внимания семантический способ, который никак не был связан с морфологией. В связи с этим чуть позже словообразование было отделено от морфологии (предметом изучения которого осталось формообразование) и признано в качестве самостоятельной лингвистической дисциплины.

Механизмы реализации семантического словообразования

Производящими при семантическом способе словообразования могут считаться как отдельные слова, так и фразеологические обороты.

Если в качестве базы выступает отдельное слово, то новое слово образуется в результате переосмысления базисного слова. Например, производящее слово «губка» означало тип беспозвоночных животных, которые хорошо впитывали влагу. А его дериват означает искусственное изделие, которое также хорошо впитывает влагу.

Причём при семантическом способе вовсе необязательно придавать новое значение и образовывать новое слово от начальной формы производящего слова. В качестве базы может использоваться любая словоформа из грамматической парадигмы слова. Например, слово «леса» в значении «строительное сооружение» произошло от формы множественного числа слова «лес», таким же путём образовано слово «часы» от слова «час».

В случае же семантического словообразования от фразеологического оборота оно как бы сжимается до одного слова. То есть опускаются «лишние» грамматически зависимые слова, но при этом значение фразеологического оборота сохраняется – его несёт оставшееся слово.

Примерами таких «сжатий» в русском языке можно назвать:

  • «болтать» в значении «говорить» (произошло от фразеологизма «болтать языком»);
  • «городить» (от «городить вздор»);
  • «нарушитель» (от «нарушитель порядка, закона, границы»);
  • «осадки» (от «атмосферные осадки»);
  • «партия» в значении «КПСС» (Коммунистическая партия);
  • «переживать» (от «переживать горе»);
  • «песок» (от «сахарный песок»);
  • «помешаться» (от «помешаться в уме»);
  • «столпотворение» (от «вавилонское столпотворение») и др.

Особенности семантического словообразования

В последнее время семантический способ словообразования не является продуктивным вариантом пополнения словарного запаса. Как правило, семантическое словообразование используется для создания фирменных названий и наименований (например, название сети супермаркетов «Магнит», которое сейчас широко распространено среди населения, произошло от слова «магнит», который обозначал средство притягивания металла).

Кроме того, к категории семантического словообразования относится обозначение словами новых предметов, понятий. Эти слова не были подвергнуты морфологическим изменениям, однако имеют орфографическое отличие от производящего слова, которое, как правило, было именем собственным (фамилией, названием географического объекта и т.п.). Так, от названия американского города Бостон своё имя получило тонкое сукно, которое производилось в нём, - бостон.

Ранее рассматривалось явление полисемии, однако кроме него имеет место быть особый случай реализации семантического способа словообразования. Он заключается в многозначности слова, которое вызвано тем, что в одном языке слово имеет одно значение, а другом языке то же по написанию и звучанию слово имеет другое значение. Например, слово «бор» означает и сосновый лес, и химический элемент. Это связано с тем, что в первом случае слово имеет славянское происхождение, а во втором – персидское.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Людмила Юрьевна Ушенко

Эксперт по предмету «Языкознание и филология»

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис