Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Словообразование как раздел языкознания

Все предметы / Языкознание и филология / Словообразование как раздел языкознания
Содержание статьи

Понятие словообразования

Определение 1

Словообразование – это раздел языкознания, в рамках которого лингвисты занимаются изучением производных и сложных слов относительно их способов создания, функционирования, строения и классификации.

В научной литературе, чаще иностранной, используется другое название словообразования – «деривация», произошедшее от латинского слова «derivatio», которое переводится на русский язык как «отклонение». В соответствии с этим производные (то есть образованные, новые) слова называются дериватами.

Словообразование можно рассматривать как часть ономасиологии, то есть раздела семантики, занимающегося исследованием новых языковых знаков от обозначаемого (вещи) через значение (мысль) к обозначающему (языковое средство: слово и т.д.).

На основе одного из базовых лингвистических противопоставлений выделяют следующие типы словообразования:

  • диахроническое словообразование – изучает динамический аспект образования слов, то есть их процесс;
  • синхроническое словообразование - изучает статический аспект образования слов, то есть его конечный результат.

Кроме данных о непосредственном образовании слов, эта теоретическая дисциплина предоставляет возможности предсказать появление новых слов, выявить условия этого появления, а также определить правила, в соответствии с которыми на данном этапе развития языка образуются новые слова.

Словообразование является в достаточной степени сложным лингвистическим разделом. Эта сложность обуславливается следующими положениями:

  • словообразование тесно связано с другими уровнями языковой системы – грамматикой (и морфологией, и синтаксисом), фонологией, семантикой;
  • языковая система подвержена сильной мобильности, из-за чего не представляется возможным установить каких-либо чётких границ в словообразовании;
  • сложность дифференциации диахронического и синхронического аспектов;
  • большой объём словообразовательных единиц, следствием которого является необходимость значительного числа теоретических концепций;
  • разнообразие словообразовательных функций.

Готовые работы на аналогичную тему

Понятийный аппарат словообразования

Теория словообразования как любая научная дисциплина располагает собственным понятийным аппаратом. Двумя её основными понятиями являются понятия мотивации и словообразовательной производности.

Мотивация (в других источниках – мотивированность) представляет собой семантическую обусловленность значения деривата значениями производящих слов (например, «он носит знамя» - «знаменосец»). В этом случае производящие слова являются источниками мотивации (мотивирующими), а дериват – обусловленным (мотивированным).

Словообразовательной производностью называют формальную и семантическую выводимость свойств деривата из свойств производящих слов.

Благодаря применению приведённых выше понятий, дериват можно рассмотреть в качестве структуры, внутренняя форма которой соответствует содержанию, выражаемому ею. Причём эта структура образуется посредством сочетания двух частей: отсылочной и формантной.

Отсылочная часть – это основа мотивирующего слова, которая отсылает к источнику мотивации. Формантная часть – это формант (то есть аффикс), который используется в словообразовании для выражения значения деривата, нового по сравнению с мотивирующим словом. Например, в случае следующего словообразования - слово «преподаватель» от словосочетания «он преподаёт» - формантом является суффикс –тель, а остальная часть является отсылочной.

Также важное место в теории словообразования занимает понятие словообразовательного правила, которое до сих пор разрабатывается и развивается лингвистами. Оно непосредственно связано с закономерностями, которые сопровождают создание морфологических структур дериватов и выражение ими новых значений.

Словообразовательные правила:

  • отмечают особенности образования некоторых слов;
  • определяют диапазон их действий;
  • характеризуют с различных точек зрения словообразование;
  • указывают на основу словообразования;
  • определяют используемые приемы и способы;
  • описывают признаки и свойства участвующих в деривации морфем;
  • устанавливают различного рода ограничения в словообразовании и др.

Способы образования слов

Отталкиваясь от понятия словообразования как раздела языкознания, в качестве его предмета можно определить вопросы, непосредственно связанные с образованием новых слов. Как правило, оно осуществляется через формальные и семантические соотношения между производящим и производным словами, которые являются однокоренными.

Формальные соотношения заключаются в обозримом изменении производящего слова. Для их реализации используют специальные формальные средства, в зависимости от которых различают несколько видов словообразования:

  • словопроизводство – это присоединение к производящему слову аффиксов или их отсечение (соответственно выделяют суффиксальное, приставочное, приставочно-суффиксальное и бессуффиксальное словообразование);
  • словосложение – это объединение нескольких (двух или более) основ в единое целое, которое называется сложным словом;
  • аббревиация – это образование слова через сокращения слов и словосочетаний или сочетание их первых букв (звуков).
Замечание 1

Имеет место быть особый вид словообразования, который представляет собой одновременное проявление формальных и семантических соотношений. Этот вид – конверсия, которую можно определить как морфолого-синтаксический способ словообразования, в результате которого слово переходит из одной части речи в другую.

Кроме того, существуют два способа словообразования, которые реализуются с лексической точки зрения. Лексико-семантический способ заключается в приобретении словом какого-либо нового значения при сохранении старого. Тем самым образуются омонимы. А лексико-синтаксический способ осуществляется посредством сращения словосочетания в одно целое слово.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Людмила Юрьевна Ушенко

Эксперт по предмету «Языкознание и филология»

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис