Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Что такое словообразование

Все предметы / Языкознание и филология / Что такое словообразование
Содержание статьи

Словообразование и направления его исследования в современной лингвистике

Определение 1

Словообразование – это образование новых слов (дериватов) по определенным словообразовательным моделям.

В языкознании значительное внимание уделяется изучению словообразования (дериватологии) и морфемики, поскольку образование слов является основным источником обогащения и развития лексики. Словообразование имеет первостепенное значение как сфера языковой действительности, система семантических, формальных показателей обеспечивающая пополнение словарного состава новыми лексемами.

Благодаря словообразованию, которое пользуется фиксированными языковыми ресурсами (образующими основами и словообразовательными формантами), словарный состав языка остается открытой динамической системой. В научной среде на данный момент активно:

  1. изучаются словообразовательные процессы языка;
  2. исследуются закономерности его развития на современном этапе;
  3. рассматриваются способы образования слов;
  4. изучается строение слов с учетом их принадлежности к части речи;
  5. исследуется характер образующей основы и звуковых изменений, которые присущи современному языку;
  6. обращается особое внимание на формирование тех лексических единиц, которые выполняют номинативную функцию (названия абстрактных и конкретных понятий, названия лиц, действий, процессов и т. д.).

Системное изучение словообразования предполагает понимание словообразовательной структуры слова, основанное на знании морфемного строения слова. Этой проблемой в свое время занимался известный лингвист И. Ковалик. Он указывал на то, что характерной особенностью системы словообразования является наличие своеобразных системных элементов как составляющих взаимосвязанных компонентов – типов образований всех способов словообразования в сфере различных словообразовательных классов, категорий, разрядов и типов.

Готовые работы на аналогичную тему

Мерилом особенностей словообразовательной системы в отношении ближайших соседних систем других координатных уровневых систем – парадигматической, лексической и фонемной – является характер и степень системности. С этой точки зрения в языкознании считается, что система словообразования языка занимает промежуточное уровневое место между системой парадигм (в спрягаемых частях речи) и лексемной системой языка.

Взаимоотношения между словом, словообразовательным типом, словообразовательным разрядом и словообразовательной категорией И. Ковалик определял как взаимосвязь единичного, особенного и общего. Все словообразовательные понятия имеют разные степени обобщения.

Замечание 1

Абстрагирование в выделении словообразовательных единиц сказалось в определении дериватемы – базовой субстанциональной языковой единицы словообразовательного уровня, которая характеризуется соответствующей словообразовательной формой и словообразовательным значением.

Систему словообразовательного уровня, согласно И. Ковалик, составляет система дериватем. В каждой дериватеме отражен соответствующий словообразовательный тип в зависимости от способа словообразования.

Дериватема как общая словообразовательная единица языка проявляется в деривативах, как фонема в звуках (фонах), а суффикс в морфиях и т.п. Введение понятия дериватемы в связи с другими словообразовательных величинами позволило четко разграничить деривационные явления в сфере языка и речи.

Особое внимание учеными было обращено на употребление термина словообразование. Они предлагали закрепить одно значение за термином «система словообразования»', процесс словообразования называть словотворчеством, а для обозначения учения о словообразовании сохранить термин «дериватология» (учение о дериватах).

В рамках словообразования определенного языка все словообразовательные ресурсы в целом представляют собой определенную системную целостность, которую можно разгруппировать на соответствующие видовые системные подгруппы (микросистемы): микросистемы образующих основ, микросистемы аффиксов (суффиксов, приставок) и т.д.

Проблемы словообразования

Среди актуальных проблем в области словообразования стоит указать на определение взаимосвязи первичного и вторичного корня слов, характеристику структуры аффиксов.

Как известно, аффиксы не имеют самостоятельного лексического значения, но они функционально многозначны. Каждый отдельно взятый аффикс имеет абстрактный характер. Основной функцией аффиксальным элементов, как является словообразовательная функция. Кроме того, аффикс может выполнять функцию

  • классификационную;
  • семантическую;
  • уточняющую;
  • оценочно-стилистическую и другие.

В зависимости от вида словообразовательных ресурсов существуют соответствующие способы словообразования, в интересах которых заложены готовые языковые строительные резервы, становящиеся живыми элементами новых слов.

Способами словообразования называют структурно различные пути и приемы создания новых слов в результате использования всех имеющихся в данном языке словообразовательных ресурсов.

Замечание 2

Сейчас выделяют такие способы словообразования: создание слов с одной основой и образование слов с двумя и более образующими основами.

К первой группе относятся слова с одной образующей основой: префиксальный, постфиксальный, комбинированный префиксально-суффиксальный; суффиксально-постфиксальный; смешанный префиксально-суффиксальный, смешанный префиксально-суффиксально-постфиксальный, морфолого-синтаксический, лексико-морфологический, семантический (лексико-семантический).

Вторая группа способов словообразования – с двумя и более образующими основами: сложный безаффиксный, суффиксально-сложный, префиксально-сложный, префиксально-суффиксально-сложный, аббревиационный, контаминационный, аналитический, телескопический.

Такая система охватывает все аспекты словообразования. В то же время, можно спорить о том, правомерно ли выделение отдельных способов словообразования, например, семантического, который больше касается лексикологии. Но И. Ковалик, в частности выделяет этот способ, поскольку в результате возникает новая дериватема, с новыми семантическими и грамматическими признаками: вишневый, золотой (цвета).

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Татьяна Александровна Лисовская

Эксперт по предмету «Языкознание и филология»

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис