Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Префиксальное словообразование

Определение 1

Префиксальное словообразование – это образование нового слова посредством присоединения к основе (корню) производящего слова префикса.

Понятие префикса и его особенности в русском языке

Определение 2

Префикс представляет собой морфему, которая располагается перед корнем слова.

Термин «префикс» произошёл от латинского слова «praefixus», который переводится на русский язык как «прикреплённый впереди».

Замечание 1

В отечественном языкознании более распространено другое название префикса – приставка.

Русский язык насчитывает около семи десятков префиксов. Их принято подразделять на три группы:

  • префиксы, которые независимо от окружающей языковой ситуации пишутся всегда одинаково (в- (во-), взо-, вы-, до-, за-, из- (изо-), к-, на-, над-, не-, недо-, о-, об- (обо-), от- (ото-), па-, пере-, по-, под- (подо-), пра-, пред- (предо-), про-, разо-, с- (со-), су-, у-);
  • префиксы, которые оканчиваются на буквы З и С, выбор между которыми зависит от первой буквы (звука) корня слова (без- (бес-), вз- (вс-), воз- (вос-), из- (ис-), низ- (нис-), раз- (рас-), роз- (рос-), через- (черес-));
  • префиксы пре- и при-, выбор между которыми зависит от лексического значения слова.

Если к корню (основе) слова, которое начинается с сочетания двух и более согласных, прибавляется префикс, который, в свою очередь, оканчивается на согласную, то к этому префиксу прибавляется гласная «о», включающаяся в его состав. Например, это случается с приставкой в- (Входить – Войти), от- (ОТдать - ОТОдвинуть) и т.д.

Замечание 2

Как правило, префиксы происходят от предлогов, поэтому они несут то же значение, что и соответствующий предлог.

Готовые работы на аналогичную тему

Особое место в префиксном составе русского языка занимают иноязычные префиксы, которые явились результатом заимствований из других языков: а-, -анти, архи-, гипер-, гипо-, де-, дез-, диз-, дис-, интер-, инфра-, контр-, пан-, пост-, прото-, суб-, супер-, транс-, ультра-, экс-, экстра-.

Кроме того, префиксы могут быть образованы от наречных предлогов, например, вне-, меж-, после-, сверх-, около-, противо-.

Основная функция префиксов заключается в образовании новых слов. В формообразовании они используются достаточно редко, например, при образовании сравнительной степени наречия «добро» → «ПОдобрЕЕ».

Общая характеристика префиксального словообразования

Определение 3

Префиксальное словообразование представляет собой один из видов аффиксации – морфологического способа словообразования, то есть образования новых слов с помощью аффиксов (в данном случае, префиксов).

Благодаря словообразованию интенсивно пополняется лексический (словарный) запас языка. Префиксальный способ словообразования является одним из самых продуктивных способов, хотя кроме него также активно используются суффиксальный и постфиксальный способы.

Во многих случаях при выполнении людьми (не профессиональных лингвистов) словообразовательного анализа случается следующая ошибка – выявив в морфемном составе производного слова наличие префикса, они заключают неверный вывод об его префиксальном образовании. Например, «стройка» → «ПЕРЕстройка»; «лечение» → «ИЗлечение».

Однако на самом деле выявленный префикс присоединился к исследуемому слову на предыдущем этапе словообразования: «строить» → «ПЕРЕстроить» → «перестройКа»; «лечить» → «ИЗлечить» → «излечЕНИе».

Таким образом, наличие префикса ещё не говорит о префиксальном словообразовании, которое легко спутать с суффиксальным и смешанным способами словообразования. Для предотвращения данной ошибки необходимо держать в уме следующие закономерности префиксального словообразования:

  • префиксальное словообразование относится к тому слову, в котором был выявлен префикс, однако ближайшей однокоренной лексемы с этим префиксом нет;
  • префиксальное словообразование (в отличие от других аффиксаций, в первую очередь, суффиксального словообразования) не изменяет часть речи производящего слова.

Префиксальное словообразование разных частей речи

Замечание 3

Префиксы используются для словообразования всех основных частей речи – существительного, глагола, прилагательного, местоимения, наречия.

На основе данных, полученных в результате лингвистических исследований, констатируют о наибольшей продуктивности префиксального способа в образовании глаголов, чьё число благодаря ему многократно возросло. Например, «быть» → «ПРИбыть»; «кликнуть» → «ВОСкликнуть»; «ждать» → «ПОДОждать»; «знать» → «Узнать».

Не меньшую значимость префиксальное словообразование имеет при образовании существительных. Например, «город» → «ПРИгород»; «дедушка» → «ПРАдедушка»; «общество» → «СОобщество».

Чтобы образовать существительное с противоположным значением, активно используется префикс не-: «счастье» → «НЕсчастье» (то есть горе); «удача» → «НЕудача» (то есть провал); «правда» → «НЕправда» (то есть ложь).

В образовании существительных, как правило, заимствованных из других языков, принимают участие и иноязычные префиксы: «континент» → «СУБконтинент»; «агент» → «КОНТРагент»; «звук» → «УЛЬТРАзвук».

Также при помощи префиксов образуют новые слова, относящиеся к имени прилагательному: «огромный» → «ПРЕогромный»; «удалый» → «РАЗудалый».

Некоторую сложность вызывает образование прилагательных при помощи префиксов при- и пре-. Приставка при- используется для выражения значения близости, приближения и т.п. (например, «школьный» → «ПРИшкольный»; «домовой» → «ПРИдомовой»). А приставка пре- участвует в выражении повышенной степени качества (например, «красный» → «ПРЕкрасный», «странный» → «ПРЕстранный»).

Префиксальное образование местоимений заключается в образовании их отрицательных (например, «какой» → «НИкакой»; «что» → «НИчто») и неопределённых (например, «что» → «КОЕ-что»; «сколько» → «НЕсколько») форм.

Этим же путём образуются отрицательные («как» → «НИкак»; «откуда» → «НИоткуда») и неопределённые («куда» → «КОЕ-куда»; «когда» → «КОЕ-когда») наречия.

Кроме того, новые наречия образуются от уже существующих наречий: «всегда» → «Навсегда»; «нельзя» → «ДОнельзя»; «ныне» → «ОТныне» и т.д.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Мария Сергеевна Афанасьева

Эксперт по предмету «Языкознание и филология»

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис