Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Уровни словообразования

Содержание статьи

Содержание понятия «уровни словообразования»

Определение 1

Уровни словообразования – это подсистемы языковой системы, которые предполагают наличие процесса образования новых слов.

Уровень словообразования вместе с уровнями лексики и фразеологии относятся к той сфере языковой структуры, в которой активно осуществляется процесс развития языка.

Замечание 1

Словообразование теснее, чем другие отрасли грамматики, связано с лексикой, но неотделимо от морфологии – от внутренних свойств частей речи и от типов словоизменения. Каждое слово укрепляет позиции какого-либо словообразовательного приема среди активных словообразовательных средств данного языка.

Так, сопоставительно-типологический анализ словообразовательных подсистем неродственных языков становится продуктивным, когда исследуется не словообразовательная структура отдельных лексем, а такие универсалы, как словообразовательные категории, понимаемые как единство словообразовательного значения и системы средств его выражения.

При сопоставимом изучении словообразовательных подсистем современных литературных языков должны приниматься во внимание только производительные форманты, поскольку только они характеризуют и реализуют деривативные потенции языка.

Особенно актуальными являются сопоставимые изучения словообразовательных типов, благодаря которым строятся слова разных частей речи и которые различаются по признаку производительности / непроизводительности. Важно также:

  • выделить сопоставимые словообразовательные модели с одним словообразовательным значением, носителями которого могут быть специфические для каждого языка словообразовательные форманты;
  • определить факторы, влияющие на словообразование.

Готовые работы на аналогичную тему

Для того, чтобы в полной мере раскрыть содержание понятия «уровни словообразования», следует специально рассмотреть морфемную структуру слова. Традиционно слово рассматривается как сочетание звука и значения. Слово table, например, имеет несколько отдельных значений – «стол, еда, рабочее место». Лингвисты редко рассматривают причины, по которым данная комбинация звуков имеет эти значения, а потому часто говорят, что такое сочетание является достаточно условным.

Неразрывность формальной структуры слова позволяет отличать его от других слов в потоке речи. Слово входит в состав словосочетания – ближайшей грамматической единицы, согласно которой оно реализуется в предложении. Поэтому слово, как правило, имеет оппозиционные характеристики двустороннего характера: «морфема» - «слово» - «словосочетание» (или фразеологическая единица).

Однако морфема, в противовес слову, является не совсем автономной единицей, хотя отдельные слова могут состоять только из одной морфемы. Обычно в английском слове различаются две-три (изредка больше) морфемы. В словоформе students есть три морфемы – корень stud со значением «обучение», суффикс -ent со значением агентивного действия и окончание -s с грамматическим значением множества. Дальнейшее членение морфем приводит только к выделению отдельных звуковых комплексов, которые не имеют определенного значения.

Словарный состав английского языка, как правило, состоит из свободных морфем, образующих отдельные слова, например: man, son, cow, sheep, top, go, run и др. История развития этих слов свидетельствует о том, что их грамматическое варьирование в отдельных случаях отражало наличие двух морфем - man - men, однако таких случаев в языке совсем немного.

Высшая степень абстрактности присуща синтаксической конструкции как инвариантной модели (схеме) построения словосочетания, простого или сложного предложения, поэтому более низкое положение занимают модели словообразования. Структурная модель реализуется в конкретике синтаксических конструкций.

Практическое значение уровней словообразования

Основные способы словообразования в языках объединяют в себе следующие четыре способа:

  1. морфологический;
  2. морфолого-синтаксический;
  3. лексико-семантический;
  4. лексико-синтаксический.

Наиболее продуктивным из них является морфологический, который реализуется с помощью аффиксации, словосложения и безафиксного способа словообразования.

Аффиксация в языках включает:

  • суффиксальное словообразование;
  • префиксальное словообразование;
  • префиксально-суффиксальное словообразование.

В словообразовательном строении отдельных частей речи, прилагательного в частности, создается взаимосвязанная и взаимообусловлены целостность более или менее обобщенных словообразовательных величин. В дериватологии этой системе величин соответствуют такие словообразовательные понятия, как: словообразовательный тип, словообразовательный разряд, словообразовательная категория, словообразовательный класс. Они также тесно связаны с понятием уровней словообразования.

Вопросу системы словообразовательного строения языка как иерархической лестницы словообразовательных понятий много внимания уделял И. И. Ковалик в своих исследованиях сравнительно-исторического словообразования существительных в славянских языках. Система обобщенных словообразовательных понятий, которой он пользуется при сравнительной характеристике словообразовательного строения существительных в славянских языках, может быть употреблена и при сопоставлении системы словообразования прилагательных в русском и английском языках, с тем лишь условием, что используя такие словообразовательные понятия, как словообразовательная категория, словообразовательный разряд, словообразовательный тип, следует учитывать не только семантические особенности, но и особенности словообразования прилагательных в этих языках.

Замечание 2

Вполне очевидным является тот факт, что словообразование имеет дело только со словами, которые могут быть проанализированы как на структурном, так и на семантическом уровнях. Как и любые другие лингвистические феномены, словообразование следует изучать с учетом двух подходов - синхронного и диахронного.

Очень важно различать эти два подхода, поскольку в условиях синхронного анализа словообразования лингвисты изучают современные классификации типов словообразования, тогда как в случае с диахронным изучением словообразования, оно рассматривается а историческом аспекте.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Анна Юрьевна Рашевская

Эксперт по предмету «Языкознание и филология»

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис