Сущность понятия «условия труда»
Условия труда – это комплекс факторов рабочей среды и процесса труда, оказывающие воздействие на работоспособность и самочувствие сотрудника, которые должны отслеживаться с помощью определенных методик и поддерживаться в определенном состоянии.
Под условиями труда принято понимать совокупность параметров окружения, оказывающих влияние на здоровье человека, его физиологические функции и психику, а значит, и на способность человека работать. Они определяются уровнем развития общества и формулируются в зависимости от вида производства и вообще типа занятости человека.
Факторы, которые определяют условия функционирования сотрудника компании, можно сгруппировать таким образом:
- санитарно-гигиенические,
- психофизиологические,
- эстетические,
- социально-психологические.
Одни из них помогают повысить производительность труда и сохранить здоровье работника, другие приводят к ухудшению его самочувствия, быстрой утомляемости и снижению работоспособности.
Факторы, оказывающие влияние на трудоспособность
Санитарно-гигиенические факторы описывают и характеризуют внешнюю среду на производстве. К ним можно отнести:
- микроклимат (температура, влажность и др.);
- шум, освещенность общая и местная;
- санитарное состояние и обслуживание рабочих мест и др.
Известный факт, что на человека имеют влияние метеорологические условия окружающей среды, т.е. температура и влажность окружающего воздуха, чистота помещения, уровень подвижности, атмосферное давление. Некомфортный температурный режим в рабочих помещениях негативно воздействует на организм работника. Научно доказано, что самым лучшим для умственного труда является температура около 18-20° в помещении.
Негативное влияние на организм сотрудника оказывают отклонения от нормы влажности воздуха. Повышенная влажность приводит к уменьшению испарения влаги, соответственно в организме накапливается чрезмерное тепло, ухудшается самочувствие работника. Пониженная же влажность воздуха в помещении увеличивает испарения влаги с поверхности кожи, что нарушает процессы обмена веществ в организме. Оптимальная влажность воздуха в зимний период 45- 50 %, в летний - 50-55 %.
Требование периодической вентиляции воздуха в служебном помещении является обязательным. Вентиляцию надо производить в любую погоду несколько раз за день.
Курение же в служебных кабинетах запрещено. Для него нужно создать специализированные места, так как табачный дым влияет не только на самого курящего, но и на окружающих его людей.
Немаловажным фактором, влияющим на внешнюю среду сотрудника, является также и уровень постоянного шума. Повышенные шумы при длительном воздействии негативно влияют на работоспособность, физиологические и психологические функции человека. Они могут спровоцировать сердечно сосудистые заболевания, головные боли и нервные заболевания, раздражительность, падение слуха, памяти, снижение внимания, бессонницу, снижение скорости реакций. Для комфортной работы шумовой фон не должен быть выше 60 децибел.
Освещенность служебных помещений и особенно рабочих мест также весьма серьезно влияет на трудоспособность сотрудника. Правильно организованное освещение благотворно сказывается на нервной системе работника и его зрении. Самое лучшее и безопасное - естественное освещение
Психофизиологические факторы обусловлены конкретным характером деятельности сотрудника. Самые важные психофизиологические факторы:
- монотонность труда
- физическая нагрузка
- нервно-психическое напряжение
- рабочая поза
- ритмизация труда
- режим труда и отдыха
Производственная эстетика играет ведущую роль в создании комфортных условий работы. Она формирует положительные эмоции у сотрудника и повышает эффективность труда. К этим факторам относятся:
- оснастка рабочих мест
- оформление интерьера служебного пространства
- озеленение
- применение функциональной музыки.
Так, выбор цвета помещений должен происходить с учетом корректности дизайна и восприятия, специфики климата, условий деятельности и типа освещения служебных помещений. Например, красный и оранжевый цвета возбуждают, желтый - бодрит, голубой и зеленый - успокаивают, фиолетовый и черный - угнетают. Надо иметь в виду, что с психологической и эстетической сторон полностью благоприятных цветов нет, в связи с чем окраска, служебного помещения, мебели, в якобы благоприятный голубой или зеленый цвет вызовет повышенную утомляемость и не даст нужного эффекта. Исторически сложилось, что оптимальными для служебных помещений являются мягкие пастельные тона, или же неяркие оттенки серого. Эти цвета не раздражают глаз и не отвлекают на себя внимание.
Также к эстетическим факторам рабочего помещения можно отнести и средства наглядной агитации. Их нужно размещать с учетом легкодоступности для восприятия и изучения и при этом не стоит переоснащать рабочий кабинет плакатами, лозунгами и т.п., так как это сильно утомляет зрение и психику человека и вызывает у него раздражение.
Социально-психологические факторы характеризуют взаимоотношения людей между собой в коллективе, их настроение и отношение к своей деятельности, стиль руководства коллективом и многое другое. Известно, что психологический настрой в коллективе - чуть ли не один из важнейших мотиваторов к хорошему труду. Когда в коллективе дружеские доверительные отношения, то работа «спорится» и показатели полезности каждого сотрудника в отдельности и отдела в целом неизменно растут. В случае, когда коллектив не общается, или же возникают какие-то ссоры, недовольство друг другом, то работа идет «из-под палки», все хотят побыстрее закончить свою часть работы и уйти домой, не вникая в прогресс достижения общей цели. Управлять, конечно же, проще разрозненным коллективом, но результаты гораздо более высокие приносит сплоченный дружный коллектив.