Общая характеристика современных методов развития персонала
Современные технологии развития персонала - это технологии, направленные на повышение профессионального уровня сотрудников, а также их личностное совершенствование.
Современная экономика характеризуется острой конкурентной борьбой и высокой скоростью смены технологий. Это порождает необходимость подготовки персонала к меняющимся требованиям. Поэтому для организации важно реализовать современные подходы в управлении и развитии персонала.
Одним из важнейших инструментов развития любой компании выступает обучение членов трудового коллектива. В современных условиях знания постоянно трансформируются, поэтому невозможно представить успех хозяйствующего субъекта без высококвалифицированного, подготовленного к труду персонала. В структуре функции отдела кадров увеличивается роль вопросов, связанных с обучением работников. Реализуются как внутриорганизационные, так и внешние системы обучения кадров. Регулярно возникают требования к обучению сотрудников, связанные с обновлением ими профессиональных знаний. Система обучения должна охватывать весь персонал от низших до высших уровней. Результаты обучения персонала выступают важными факторами принятия управленческих решений:
- формирования кадрового резерва,
- перераспределения обязанностей и полномочий,
- перевода сотрудников на новые должности.
Профессиональное развитие сотрудников осуществляется в ходе получения ими навыков и умений, а также в процессе специально организованного обучения. Профессиональное развитие персонала направлено на повышение и раскрытие профессионального потенциала
Профессиональный потенциал - это совокупность умений конкретного работника, его физических и умственных качеств, применимых в производственной деятельности.
Профессиональный потенциал состоит из следующих элементов:
- квалификационный потенциал, включающий объём и глубину специфических и общих умений, знаний и навыков. Квалификационный потенциал демонстрирует возможность работника реализовать трудовую деятельность, имеющую конкретное содержание и сложность,
- психофизиологический потенциал, представляющий собой стремления и навыки человека, стрессоустойчивость, работоспособность, тип темперамента, физиологическое состояние,
- личностный потенциал, представляющий собой уровень социальной ответственности, меру освоения норм восприятия труда, интересы, ценностные установки, нужды и потребности в сфере трудовой деятельности.
В результате эффективного профессионального развития развивается личность в обществе, что находит выражение в повышении социального статуса. Финальным звеном в цепи развития выступает личностный рост, который представляет собой результат создания системы ценностей, приобретение навыков командной работы, разрешения и предотвращения конфликтов, а также комплекс личного психологического, культурного, духовного, этического, морального и физического развития. Личностное развитие тесно связано как с профессиональным развитием, так и социальным развитием.
Важным инструментом профессионального развития персонала является обучение предприятия применяют две основные формы обучения:
- на рабочем месте,
- вне рабочего места.
Обучение на рабочем месте предусматривает, что опытные специалисты передают знания и навыки менее опытным сотрудникам.
Методы обучения персонала
Обучение персонала - это осуществляемый структурировано, методично, по плану процесс получения сотрудниками профессиональных умений, знаний и навыков в соответствии с целями и потребностями предприятия.
Выделяют три вида обучения персонала:
- подготовка кадров, состоящая в планомерном и организованном обучении и выпуске кадров для различных областей деятельности. Подготовленные кадры должны владеть совокупностью специальных знаний, умений и навыков,
- повышение квалификации кадров, заключающееся в обучении кадров с целью совершенствования имеющихся знаний, умений, навыков, коммуникативных способностей в связи с повышением требований к профессиональной деятельности или карьерным ростом,
- переподготовка кадров, предусматривающая обучение кадров для освоения ими новых знаний, умений, навыков в связи с изменением требований к содержанию и результатам трудовой деятельности или освоением новой профессии.
К традиционным методам обучения относят:
- лекции, представляющие собой устное последовательное и систематическое изложение материала,
- семинары,
- самостоятельное обучение.
Хотя эти методы являются ключевыми, они имеют ряд недостатков. В частности, применение этих методов не позволяет учесть разный уровень знаний у обучающихся, не предполагает достаточно полной обратной связи, показывающей механизмы усвоения предоставленной информации.
В последнее время набирают популярность методы активного обучения:
- тренинги, в том числе проведение деловых игр, включая анализ и закрепление эффективных стратегий поведения для типовых деловых ситуаций,
- компьютерное обучение, в рамках которого информация предоставлена блоками в электронном виде,
- ролевые и деловые игры, представляющие собой моделирование профессиональной деятельности,
- кейсы, или разбор практических ситуаций. В рамках этого метода анализируются различные ситуации из области деятельности обучаемого,
- баскет-метод, основанный на имитации ситуаций, встречающихся в практике управленческой деятельности.
Приобретает распространение дистанционное обучение. Суть этого метода в том, что для обучения персонала используются средства телекоммуникационных технологий на расстоянии между преподавателем и его учеником. Преимущества: обучение осуществляется на рабочем месте; привлекается большое число работников; знания можно тут же применить на практике данного предприятия.