Общая характеристика рекрутмента
Рекрутмент - это процесс привлечения, отбора и подбора квалифицированных сотрудников.
В средних и крупных организациях задачи рекрутинга обычно возлагаются на специалиста по подбору персонала. Альтернативным вариантом организации рекрутмента является аутсорсинг, то есть использование кадровых агентств.
В рамках индустрии рекрутинга можно выделить четыре крупных блока:
- специализированные рекрутинговые сайты и системы поиска вакансий,
- агентства по трудоустройству,
- нишевые агентства, специализирующиеся в сфере подбора определенного персонала,
- headhunter’ы.
Организации могут применять стратегию бренда работодателя и использовать внутренние рекрутинговые ресурсы. В таком случае вопросы рекрутинга возлагаются на отдел управления персоналом.
В процессе рекрутинга выделяют следующие этапы:
- поиск кандидатов с использованием объявлений и прочих методов,
- подбор потенциальных претендентов путём проведения тестирования или собеседования,
- отбор кандидатов на основе результатов тестирования и собеседования,
- процесс адаптации, в ходе которого сотруднику дают необходимую информацию, он получает первичные знания и навыки, помогающие эффективно выполнять работу в конкретной организации.
Типы рекрутинговых агентств
Основной задачей рекрутинговой индустрии является поиск квалифицированных сотрудников для своих клиентов за вознаграждение. Условия получения вознаграждения могут различаться:
- одни агентства получают оплату своих услуг только в том случае, если кандидат остаётся работать по окончании испытательного срока,
- другие агентства получают гонорар в виде процентов от заработной платы подобранного сотрудника на протяжении определённого периода. Соответственно, если сотрудник быстро увольняется, агентство получает не максимально возможное вознаграждение,
- третьи агентства получают небольшое вознаграждение сразу после того, как кандидат пройдет собеседование и получит положительную оценку от руководства – даже если в итоге должность достанется не ему.
Рекрутинговые агентства отличаются и спецификой ведения деятельности. Можно выделить пять основных типов агентств:
- традиционные агентства. Эти агентства также называют агентствами по трудоустройству, рекрутинговыми компаниями. Кандидаты приходят в офис такой компании, где проводится короткое собеседование. По результатам этого собеседования заполняется анкета, и кандидат ставится на учёт в агентстве. Когда в компанию обращаются клиенты, агентство подбирает кандидатов из своей картотеки. Затем уточняется актуальность информации, и потенциальному работодателю отправляется короткий список подходящих кандидатов,
- headhunter’ы. Этот англоязычный термин применяют к рекрутерам, которых привлекают в случае, если другие методы подбора кандидата оказались безрезультатными. Это достаточно агрессивный вариант рекрутинга. Такие рекрутеры охотятся за конкретными специалистами, возможно, даже не задумывающимися о смене места работы. Рекрутеры настраивают и подготавливают кандидатов. Чтобы организовать встречу с кандидатами, такие рекрутеры часто посещают международные собрания и выставки, вступают в промышленные сообщества и ассоциации. Речь идёт о вербовке высококвалифицированных специалистов. Стоимость услуг при таком индивидуальном подходе весьма высока,
- нишевые рекрутёры. Вербовщики такого рода занимаются поиском персонала, имеющего узкую специализацию. Нишевые агентства демонстрируют отличный результат, поскольку хорошо ориентируются в конкретной области. Такие кадровые агентства стараются наладить и поддерживать связь с трудоустроенными кандидатами, поскольку в будущем они могут вновь решить сменить рабочее место. Нишевые компании тщательно анализируют тенденции развития и занятости в конкретной отрасли,
- социальный рекрутинг, предусматривающий использование социальных связей в процессе вербовки кандидатов. Одной из форм социального рекрутинга является работа с рекомендациями. Смысл этой программы состоит в том, что сотрудники могут рекомендовать на предложенную вакансию потенциальных кандидатов. Если такого кандидата принимают на работу, то давший рекомендации сотрудник получает премию. Иногда компании выплачивают бонус только после прохождения испытательного срока рекомендованным сотрудником. Размер премии определяется статусом и должностью рекомендованного работника. Ещё одним интересным вариантом является рекрутинг внутри компании, когда на открывшуюся вакансию привлекают действующего сотрудника другого отдела. По сути, такой рекрутмент является формой построения карьеры,
- агентства по поиску работы для пассивных кандидатов. Эти агентства концентрируются на обнаружении пассивных кандидатов и дальнейшем их трудоустройстве. Благодаря этому удаётся найти работников, которых не удалось бы обнаружить другими методами поиска.
Интернет-сайты для трудоустройства работают в двух направлениях: объявления о работе и база данных, которая содержит резюме кандидатов. В разделе вакансий можно найти информацию об интересующей работе. Чтобы потенциальные работодатели вас заметили, необходимо поместить свое резюме на сайте. Онлайн рекрутинг помогает компаниям привлекать, тестировать, вербовать, использовать и удерживать квалифицированный персонал с минимальными финансовыми затратами. Веб-сайты помогают активным соискателям найти работу, но они вряд ли могут привлечь «пассивных кандидатов», которые интересуются другими источниками информации. Существуют и такие люди, которые очень хотят поменять работу, но они не совсем уверены, что им стоить размещать свое резюме в интернете, так как опасаются, что их коллеги и работодатели смогут его увидеть.
Современные поисковые механизмы позволяют соискателям просматривать вакансии на нескольких сайтах, интегрируют их в единые ленты обновлений и рассылки.