Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Разработка социального паспорта организации

Общие сведения о социальном паспорте организации

Определение 1

Разработка социального паспорта организации - это сбор и систематизация совокупности показателей, которые отражают состояние и перспективы социального развития компании.

Социальный паспорт является эффективным механизмом раскрытия сведений о корпоративной социальной политике. Он характеризует социальную структуру коллектива, реализуемые им функции, условия труда, обеспеченность сотрудников объектами социальной сферы, уровень развития социальной инфраструктуры на предприятии. В паспорте отражаются вопросы внутриколлективных отношений, социальной активности персонала. Информация из социального паспорта применяется в процессе разработки плана социального развития.

Социальный паспорт организации включает информацию обо всех произошедших за год событиях, имеющих социальную значимость. Кроме того, проводится анализ социальной деятельности, осуществляемой компанией в прошлом году. В паспорте отражают социально-демографическую характеристику коллектива, технико-экономические показатели функционирования предприятия, вопросы отдыха и оздоровления персонала, работы социальных объектов, реализации социальных программ, развития персонала и деятельности общественных организаций.

Документ может быть полезен не только для развития отдельной организации, но и для города и региона.

Типичная структура социального паспорта:

  • общие сведения об организации: правоустанавливающие документы, штатное расписание и организационная структура, фирменный стиль. Этот раздел может быть дополнен презентацией компании,
  • услуги или номенклатура выпускаемой продукции. Раздел иллюстрируется образцами документов: коммерческими предложениями, договорами, актами, счетами, отчетами,
  • кадровая политика: должностные инструкции, требования к рабочим местам, система мотивации, программы аттестации, оценки, обучения и стажировки, социальные программы,
  • процессы и процедуры, включая систему документов по внешнему и внутреннему взаимодействию.
«Разработка социального паспорта организации» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Методика составления социального паспорта организации

Социальный паспорт лежит в основе построения социального развития предприятия. Существуют разные подходы к составлению социальных паспортов. Единый шаблон не утвержден.

Рассмотрим один из предлагаемых исследователями вариантов социального паспорта, включающего две части. Паспорт имеет универсальный характер, позволяющий быть адаптированным к деятельности любой организации. В этот паспорт добавлены значимые социальные параметры, характерные для акционерных обществ: среднемесячный доход работников, среднемесячный размер получаемых дивидендов.

Первая часть паспорта называется «Гуманизация труда». В ней содержатся показатели, характеризующие состояние дел в сфере социальных процессов самой организации. Эти показатели разделены на три блока:

  • социальная структура коллектива,
  • условия труда и культурно-бытовые условия,
  • оплата и дисциплина труда.

Благодаря такому делению оценка состояния может производиться по каждому направлению с последующим определением потенциальных резервов роста эффективности производственной деятельности путем влияния на отдельные группы социальных показателей.

Вторая часть паспорта называется «Социальная инфраструктура и условия (качество трудовой жизни)». Она позволяет оценить не только обеспеченность сотрудников разнообразными объектами социальной инфраструктуры, но и судить о социальной миссии предприятия в отношении жителей территории, где оно расположено.

Суть предлагаемой методики определения уровня социального развития сводится к сопоставлению показателей, собранных в социальном паспорте, и нормативных значений социальных параметров по рассматриваемым направлениям. Эту методику можно использовать и для выявления угроз экономической безопасности предприятия. Ключевые характеристики методики:

  • отдельно ведется расчет по социальным процессам, относящимся к гуманизации труда и к состоянию объектов социальной инфраструктуры, определяющему качество трудовой жизни,
  • показатели сопоставляются с ориентирами - социальными нормативами,
  • в качестве социальных нормативов используются величины, характеризующие социальные процессы в расположенных на одной территории организациях. Это позволяет обеспечить более высокий уровень сопоставимости, чем при использовании средних величин по региону или стране.

Выработка социальной стратегии производится в несколько этапов:

  • определение существующего уровня социального развития организации, расчет интегрального показателя по всем направлениям социального развития,
  • сопоставление значений с нормативами и определение степени отклонения от нормативных значений,
  • составление списка приоритетных социальных проблем исходя из степени отклонения, выявленной на каждом направлении. Проблема является тем более острой для организации, чем более сильное отклонение зафиксировано. Разумеется, при этом во внимание должна приниматься экономическая целесообразность проведения тех или иных мероприятий, мера их соответствия корпоративной стратегии,
  • сопоставление полученных значений по направлениям с одноименными показателями других организаций, действующих на той же территории. Это позволяет построить прогноз миграции работников, в первую очередь, по ключевым профессиям,
  • сбор информации от сотрудников по социальным потребностям: улучшению жилищных условий, получению путевок на отдых и лечение, содержанию детей в яслях и детских садах, оплате обучения детей.

Информация социального паспорта должна использоваться в процессе составления плана социального развития. Благодаря планированию социального развития коллектива достигается рост социальной эффективности. Социальная эффективность, наряду с экономической, представляет собой важнейшую предпосылку и условие благополучия организации и ее работников.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата написания статьи: 22.03.2022
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot