Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Цели и задачи групповой дискуссии

  • 👀 2029 просмотров
  • 📌 1995 загрузок
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Цели и задачи групповой дискуссии» pdf
Тема 4 Групповая дискуссия. Групповое решение проблем Вопросы: 1. Цели и задачи групповой дискуссии. 2.Этапы и фазы групповой дискуссии. 3.Руководство групповой дискуссией. 4.Ролевая группы. структура дискуссионной 5.Общая характеристика метода группового решения проблем. Правила "Мозгового штурма". Вопрос 1 Цели и задачи групповой дискуссии Основные понятия Одним из наиболее ярких примеров реализации движения информации в ходе педагогического общения в форме полилога является групповая дискуссия. Именно в дискуссии в полной мере востребованы все три роли группового ведущего — фасилитатора, медиатора и модератора. Основные понятия  Дискуссия — это обмен мнениями по какому-то вопросу в соответствии с более или менее определенными правилами процедуры. К интенсивным технологиям обучения относятся групповые и межгрупповые дискуссии.  Групповая дискуссия (от лат. diskussio — рассмотрение, разбор, исследование) используется, прежде всего, как способ организации совместной деятельности реальных коллективов, в основном профессиональных в конкретных организациях, с целью оперативного и эффективного решения стоящих перед ними задач, а также как метод активного обучения и стимулирования групповых процессов в естественных и в специально созданных группах. Основные понятия  Групповая дискуссия при анализе ситуации проводится, как правило, после того, как группы или отдельные участники занятия приняли решение. Она несет смысловую нагрузку именно как метод интенсивного обучения и стимулирования групповых процессов, осуществления взаимовлияния, сплочения, побуждения членов группы к активности и самореализации.  Групповая дискуссия бесспорно полезна для ее участников, поскольку группа располагает намного большим, по сравнению с каждым отдельным обучаемым, объемом разнообразной информации. Основные понятия  Специфической характеристикой групповой дискуссии можно считать то, что в ней происходит сопоставление информации, мнений, идей и предложений ее участников. Поскольку число участников дискуссии всегда более одного, ее можно рассматривать как разновидность социально-психологического взаимодействия между двумя или несколькими людьми.  Основным отличием дискуссии от спора можно считать обязательность аргументирования высказываемых мнений, точек зрения, что одновременно подразумевает признание оппонентами правомерности противоположных взглядов. Основные понятия Дискуссия используется и как самостоятельный метод, как эффективная форма организационного процесса по интеграции специалистов разного профиля для обсуждения той или иной методологической проблемы. Широко применяя дискуссию, преподаватель решает задачи:  в процессе нее создается более полное представление о проблеме (ситуационной задаче), потому дискуссия позволяет рассмотреть ее с разных сторон, высказать самые разные мнения о ней, в том числе и противоположные;  уточняются взаимные позиции участников ситуационного анализа, что, во-первых, уменьшает сопротивление восприятию и пониманию новой информации и, во-вторых, обеспечивает корректировку собственных позиций каждым участником; Задачи дискуссии  сглаживаются и смягчаются скрытые конфликты мнений, поскольку открытость высказываний создает предпосылки для снятия эмоциональной напряженности в оценке чужих позиций;  дискуссия придает коллективному решению статус групповой нормы. При согласии с этим решением большинства (в идеале — всех) участников в группе происходит процесс нормализации, т.е. единения, на основе общих норм и правил внутригруппового поведения. При отсутствии совместной дискуссии или при ее разрушительном характере возможен процесс поляризации группы, что чревато фракционностью и расколом; Задачи дискуссии  совместное принятие решений актуализирует механизмы коллективной и индивидуальной ответственности, что, вопервых, повышает сплоченность группы, а во-вторых, является хорошей предпосылкой для активизации участников в последующей реализации принятых решений как своих собственных акций;  участники дискуссии имеют возможность удовлетворять свои потребности в социальном признании и уважении через реализацию своих волевых и интеллектуальных потенциальных возможностей, эрудиции и компетентности. А в конечном итоге появляются дополнительные возможности для подтверждения, или даже повышения, своего статуса; Задачи дискуссии  преподаватель может провести ретроспективный сравнительный разбор прошлых жизненных и игровых ситуаций и сравнить их с теми итогами, которых достигла сегодня обучающаяся группа.  межгрупповая дискуссия, проводимая после группового взаимодействия, позволяет работать на основе принципа «здесь и сейчас» и естественным образом дополнить ролевое общение. В этом случае анализ текущей ситуации, разыгранной в виде инсценировки, дает возможность не только обсудить актуально возникающие проблемы, но и в определенной мере осуществить обратную связь. Такая дискуссия полезна для повышения общей социальнопсихологической компетентности ее участников. Классификация Дискуссии различаются по самым разным признакам. 1. По ведущему влиянию:  вызванные объекта; противоречивой природой изучаемого  вызванные несовершенством старых и новых знаний. 2. По предмету обсуждения (по характеру ведущего противоречия):  из-за постановки проблемы;  из-за решения проблемы;  из-за обоснования решения. Классификация 3. По результату:  продвижение по проблеме;  переубеждение оппонента, людей с иными подходами;  воздействие на пассивную аудиторию. 4. По цели:  информационные дискуссии, их цель — сбор информации для проникновения в суть проблемы и получение представления о существующих точках зрения;  конфронтационные дискуссии, их цель — формулировка противоположных или других точек зрения;  императивные дискуссии, их цель — достижение общего согласия, консенсуса, в крайнем случае — компромисса. Классификация 5. По результативности (эффективности):  конструктивные (продуктивные) дискуссии;  неконструктивные (непродуктивные). 6. По организованности и управляемости:  с лидером;  без лидера;  с переменным лидерством. В литературе по этой проблеме различают техники, тактики и стратегии ведения дискуссии. С этой точки зрения дискуссии бывают: свободными, программированными, промежуточными (компромиссными). Классификация  Свободную дискуссию отличают спонтанность развития и невысокая организованность. Такая дискуссия имеет как плюсы, так и минусы.  К преимуществам можно отнести прежде всего отсутствие жесткого регламента и свободу высказываний, что способствует большей активности и раскрепощенности ее участников, а это, в свою очередь, расширяет поле возможных точек зрения и подходов к решению ситуации.  К недостаткам такой техники ведения дискуссии можно отнести неорганизованность, в ходе которой можно потерять цель дискуссии, спровоцировать хаос и неразбериху. Классификация  Программированная дискуссия предполагает наличие определенного алгоритма, плана ее проведения, определяющего сценарий дискуссии, четкую последовательность шагов, функциональное структурирование участников.  Положительным моментом такого типа дискуссии является рациональное направление усилий ее участников в достижении поставленной перед ней цели, отрицательным — ограничение инициативы участников.  Промежуточная форма групповой дискуссии предполагает сочетание ведущих элементов программированности процесса с допущением свободной стратегии. Это позволяет ведущему гибко управлять группой, реагируя на непредусмотренные групповые изменения. Вопрос 2 Этапы и фазы групповой дискуссии Фазы дискуссии  В организационном плане ход дискуссии складывается из следующих фаз: подготовка дискуссии, обозначение темы и цели, сбор информации, упорядочение информации и подведение итогов. Рассмотрим их подробнее. Фаза 1. Подготовка дискуссии. На этой фазе важно обеспечить некоторые внешние условия для успешной работы. К их числу относятся следующие:  1Определение состава участников. В дискуссионную группу рекомендуется включать не более 15 человек. Если группа значительно больше но размеру, то следует разбить ее на подгруппы но семь-девять человек. Фазы дискуссии  2 Регламент работы (общая продолжительность дискуссии, наличие перерывов и их длительность) должен быть оговорен совместно и заранее.  3 Следует исключить возможные помехи (звонки мобильных телефонов, внешние звуки и пр.).  4 Техническое обеспечение групповой работы включает в себя обычно доску (флип-чарт) или проектор с экраном, позволяющие зрительно и общедоступно фиксировать промежуточные и окончательные итоги дискуссии Фазы дискуссии  5 Пространственно следует расположить участников так, чтобы обеспечить непосредственную коммуникацию каждого с каждым, т.е. образуя «круг» или «подкову».  6 Проведение процедуры знакомства, установление правил коммуникативного этикета (форма обращения) и коммуникативного взаимодействия (очередность, форма и продолжительность высказываний). Фазы дискуссии  Фаза 2. Обозначение темы и цели дискуссии. В зависимости от содержания и «масштаба» обсуждаемого вопроса четко и ясно озвучивается «что обсуждаем» и «зачем обсуждаем».  Фаза 3. Сбор информации. На этой фазе, одной из самых продолжительных, всячески поощряется обмен знаниями, суждениями, мнениями, идеями, предложениями между участниками дискуссии.  Фаза 4. Упорядочение информации. Здесь осуществляется обоснование и совместная оценка полученной информации.  Фаза 5. Подведение итогов. Реализуется в процессе сопоставления целей дискуссии с полученными результатами. Этапы дискуссии  В социально-психологическом плане обычно выделяют три этапа развития дискуссии: ориентацию, оценку и контроль (консолидацию).  Организационные фазы групповой дискуссии могут быть соотнесены с социально-психологическими этапами ее развития.  Этапу ориентации, как правило, соответствуют обозначение темы и целей дискуссии, а также сбор информации (фазы 2 и 3).  Этапу оценки соответствуют упорядочение, интерпретация и оценка полученной от участников дискуссии информации (фаза 4).  Этапу контроля и консолидации соответствует фаза подведения итогов. Межличностная обратная связь  Не менее важный социально-психологический аспект представляет собой межличностная обратная связь, получаемая участниками по ходу дискуссии друг от друга и от ведущего. Она позволяет им корректировать такие параметры своих сообщений, как ясность, понятность, обоснованность, и тем самым способствует повышению мотивации участников, активизирует их интеллектуальную и эмоциональную сферы.  В социальной психологии под обратной связью понимаются любого рода сведения, получаемые человеком в процессе общения относительно своего поведения, своих личностных проявлений (в данном случае — в ходе групповой дискуссии). Межличностная обратная связь Выделен ряд условий, которые повышают эффективность обратной связи в межличностном общении, т.е. обеспечивают ее принятие адресатом или делают обратную связь конструктивной. К таким условиям относятся:  дескриптивность, т.е. описательный характер обратной связи (по возможности, с минимизированным оценочным компонентом);  неотсроченность, т.е. высказывание по поводу какоголибо проявления участника дискуссии непосредственно по «горячим следам»;  специфичность, а не обобщенность, т.е. она должна иметь отношение к конкретному частному проявлению участника, а не к поведению или личности в целом; Межличностная обратная связь  релевантность потребностям получившего и отправившего;  реализация ее в контексте группы (в данном случае существенную роль играет феномен группы как «объемного зеркала»);  высказывания по поводу таких характеристик поведения, которые могут быть реально изменены. Вопрос 3 Руководство групповой дискуссией Основные понятия  Если речь идет о дискуссии, которая проводится по анализу игрового взаимодействия, то ее, как правило, ведет сам преподаватель или тот из обучаемых менеджеров, кому он поручает эту важную миссию.  Если это дискуссия как самостоятельная интерактивная технология, то ее может вести не только организатор, но и коммуникаторы или классификаторы, миссия которых — планирование беседы, распределение ролей в дискуссии, комплектование функциональных подгрупп и назначение в них ответственных (старших), подведение итогов обсуждения. Основные понятия  Такая дискуссия обычно ведется по отдельным фрагментам — этапам, и руководит каждым из них свой ведущий, который:  регулирует ее ход, все процедуры,  представляет проблему, вопросы для обсуждения,  следит за регламентом,  руководит обменом мнений,  произносит заключительное слово. Основные понятия  В групповой дискуссии в качестве оппонентов могут участвовать от 3 до 8-10 человек, не считая самого преподавателя, ведущего обсуждение, но, несмотря на полилоговый характер этого жанра, основное коммуникативное средство — диалог, который каждый раз ведут только два участника.  Важно не просто сформулировать проблему, но и проанализировать причины ее возникновения, возможные тенденции развития, многоальтернативность подходов к обсуждению: управленческого, профессионального, социально-психологического, этического и др. Основные понятия  Интенсивность дискуссии может быть как эмоциональной, рационально-интеллектуальной, так и организационнодеятельностной — все зависит от ее целей и задач, от контингента участников, условий проведения и формы организации.  Самыми сдержанными с эмоциональной точки зрения являются дискуссии по типу делового совещания, а самыми агрессивно-эмоциональными — мозговые штурмы и синектические сессии.  На таких дискуссиях «работают» свои правила, регламент и способы реализации. Дискуссии, проводимые как форма активного обучения (послеигровая или как самостоятельный жанр) обычно обладают средним уровнем интенсивности и эмоционального накала. Основные понятия  Важным моментом является также правильная организация пространственной среды во время дискуссии. Если до этого обучаемые сидели в командах, или, как на лекции, глазами в спины других, то для эффективной дискуссии такая посадка не подходит.  Преподавателю целесообразно посадить участников дискуссии полукругом, лицом к ведущему и к основным выступающим, чтобы они все видели и слышали, «считывали» не только вербальные, но и невербальные сигналы, свидетельствующие об экспрессивном состоянии говорящего участника дискуссии, его отношении к проблеме. Основные понятия  Межгрупповая дискуссия — не только форма активной самостоятельной работы обучаемых менеджеров, но и средство разрушения стереотипов, снятия и постановки проблемных вопросов, организации креативного мышления и формирования продуктивной деятельности, обмена знаниями и личным опытом решения ситуативных проблем, мнениями и точками зрения, а также выработка, если такое возможно, коллективного (консенсусного или компромиссного) решения, которое включает в себя все то позитивное, что наработано каждой конкретной группой, принимающей решения. Основные понятия  Кроме того, именно дискуссионная форма взаимодействия обучаемых формирует их коммуникативную и интерактивную культуру, развивает навыки вербализации и умение слушать, учит «вести свою линию» целенаправленно, но корректно, с помощью веской аргументации и контраргументации.  В ходе учебной дискуссии обучаемые не только развивают навыки убеждения, умение вести свою линию, но порой и умение отказываться от собственных ошибочных суждений, научаются также уважать иные точки зрения. Основные понятия  Неоднократное участие в дискуссиях, анализе ситуаций, проигрывании инсценировок, в совместной работе над проектом, несомненно, будет способствовать формированию у обучаемых корпоративных ценностей и культуры, умения сотрудничать, опираясь не на демагогию, а на рациональные для профессиональной деятельности управленческие и социальнопсихологические решения, т. е. развитию у них навыков партнерских отношений. Основные понятия  Эффективность групповой дискуссии как способа принятия группового решения зависит от многих факторов. Одним из наиболее существенных факторов является подготовленность и умения ее руководителя (ведущего).  В процессе дискуссии ему приходится решать весьма разнообразные задачи, которые можно условно объединить в три блока:  - задачи по (модерация), отношению к обсуждаемой проблеме  - задачи по отношению к группе в целом (фасилитация),  - задачи по отношению к каждому участнику (медиация). Задача руководителя Средства Этап 1. Ориентация: По отношению к проблеме (модерация) Сформулировать цель и тему дискуссии Объяснить, что обсуждается, зачем нужна дискуссия в данной ситуации, в какой степени следует решить проблему Установить регламент дискуссии Объявить участникам о временных границах дискуссии, порядок и длительность перерывов Заинтересовать участников, создать необходимую мотивацию Изложить проблему в виде противоречия, показать ее значимость Добиться однозначного понимания проблемы всеми участниками Задать контрольные вопросы участникам Начать обмен мнениями Предоставить слово желающим или согласно выработанному принципу очередности выступлений По отношению к группе (фасилитация) Познакомить участников, если они незнакомы Попросить участников представиться, предложить задать вопросы друг другу Ориентировать группу на совместное решение Сообщить о преимуществах группового решения Создать доброжелательную деловую атмосферу Демонстрировать образец поведения своим примером Задача руководителя Средства По отношению к каждому участнику (медиация) Добиться, чтобы в работу были вовлечены все участники Установить определенный порядок (принцип) выступлений с обязательным высказыванием каждого участника Активизировать пассивных участников группы Обратиться к пассивному участнику с персональным вопросом или с просьбой помочь Оказывать поддержку выступающим Внимательно выслушивать каждого участника Этап 2. Оценка: По отношению к проблеме (модерация) Собрать максимум предложений, постараться осветить все аспекты проблемы Выслушать всех участников. Свои предложения высказывать последним Провести анализ собранных мнений Подвести частичные итоги, выделить основные положения Держаться в рамках проблемы, не допускать повторов и отклонений от темы Тактично останавливать «отклоняющихся», напоминать о целях и задачах дискуссии По отношению к группе (фасилитация) Поддерживать высокий уровень активности группы Соблюдать равноправие участников (очередность и длительность выступлений). Нс допускать затягивания монологов и диалогов Поддерживать деловую атмосферу Требовать ясного изложения мыслей, уточнять неясные места. Больше слушать и меньше говорить самому Не допускать личной конфронтации участников Пресекать оценочные суждения, направленные на личные качества оппонента Поддерживать теплую, дружескую атмосферу Использовать улыбку, поощрительные высказывания По отношению к каждому участнику (медиация) Уделять максимум внимания мнению каждого участника Внимательно выслушивать каждого выступающего. Не прерывать говорящего преждевременно Задача руководителя Средства Способствовать ясной аргументации Уточнять неясные положения, просить объяснить свою точку зрения Активизировать пассивных участников Обращаться с вопросом, с просьбой высказать свое мнение Сохранять беспристрастность Уделять равное внимание каждому, оказывать поддержку всем участникам Этап 3. Завершение дискуссии: По отношению к проблеме (модерация) Четко и внятно подвести итоги Формулировка вывода, решения или спектра решений Оценить эффективность групповой работы Сравнить итог с поставленной целью. Если тема не исчерпана, предложить провести дискуссию в другой раз По отношению к группе (фасилитация) Принятое решение должно быть групповым При подведении итогов учесть по возможности мнения всех членов группы. Предложить обменяться оценками принятого группового решения Помочь группе прийти к согласованному мнению Ориентировать вопросы на поиск сходства, обобщать полученные результаты Сохранять деловую доброжелательную атмосферу Подчеркнуть важность разнообразия предложений и подходов для нахождения оптимальной альтернативы По отношению к каждому участнику (медиация) Добиваться чтобы у всех участников Подчеркнуть вклад каждого в общий итог. Не жалеть заслуженных похвал. (большинства) осталось чувство удовлетворения Поблагодарить всех членов группы за участие в дискуссии от участия в дискуссии Вопрос 4 Ролевая структура дискуссионной группы Ролевая структура  Одним из важных аспектов анализа эффективности групповой дискуссии является изучение ролевой структуры группы, которая складывается и реализуется по ходу дискуссии.  Одна из классификаций участников групповой дискуссии включает в себя следующий набор ролей:  • «инициативный» старается с самого начала захватить инициативу и попытаться с помощью аргументов и эмоционального напора склонить большинство группы к поддержке его позиции;  • «спорщик» встречает «в штыки» любые выдвинутые предложения, его девиз — «Я спорю, потому что я спорю»; Ролевая структура  • «соглашатель» выражает согласие с каждой высказанной точкой зрения;  • «оригинал» время от времени выдвигает какие-либо неожиданные предложения, иногда слабо связанные с обсуждаемой темой;  • «организатор» обеспечивает выявление позиций всех участников дискуссии, задает уточняющие вопросы, пытается подводить промежуточные итоги. Ролевая структура  сегодня уже установлено, что для эффективной групповой деятельности по решению проблем и организации их исполнения с точки зрения социальнопсихологических закономерностей группового процесса в состав группы должны входить исполнители разных ролей.  В общей деятельности группы выделяются три составляющие, одинаково важные для успешной деятельности:  — работа по содержанию;  — организация групповой работы;  — создание благоприятной психологической атмосферы. Ролевая структура  Соответственно, для каждого из этих аспектов групповой работы можно выделить определенный набор ролей, а лучше сказать, ролевой ансамбль, «исполняемый» членами группы.  Опыт командного консультирования позволяет утверждать, что при наличии всех ролей для каждого из аспектов совместной деятельности (работа по содержанию, организация групповой работы и создание благоприятного психологического климата) группа в целом значительно легче продвигается к успеху по сравнению с теми, в которых ролевой репертуар неполон или некачественно исполняются отдельные роли. Групповые роли  Оно заключается в бессознательной и невольной подверженности людей определенным психическим состояниям.  Возникновение данного социально-психологического феномена зависит от интенсивности эмоционального состояния воздействующего человека (оратора) и количества слушателей: чем выше эмоциональный настрой оратора, тем сильнее эффект.  Число людей должно быть достаточно большим, чтобы возникало чувство единства с толпой под влиянием эмоционального транса оратора. Групповые роли Эффективную работу по содержанию обеспечивают:  «Аналитик» — ориентирован на целостное восприятие ситуации, выделение ее составных частей, установление взаимосвязи, выделение приоритетов.  «Генератор идей» — ориентирован на новые решения, интеллектуально активный, обладающий большим инновационным потенциалом.  «Эрудит» — компетентный в своей области, знающий ее в мелочах и ориентирован на большее углубление в конкретное содержание, способный выступать в качестве эксперта.  «Разработчик» — участник, ориентированный на детализацию общих принципов и доведение сформулированного решения до уровня технологии его осуществления. Групповые роли Эффективную организацию групповой работы обеспечат:  «Организатор» — осуществляет анализ ситуации и поставленных задач, формулирует цели групповой работы, выделяет отдельные этапы и дающий задания отдельным исполнителям.  «Координатор» — осуществляет анализ содержания всех индивидуальных деятельностей и сводящий их в общее целое (работает в тесном контакте с организатором).  «Контролер» — осуществляет надзор за правильностью реализации деятельности, особенно за соблюдением последовательности и времени выполнения работы, а также за использованием ресурсов.  «Наставник» — ориентирован на передачу собственного опыта другим сотрудникам. Групповые роли Для создания благоприятного эмоционального климата нужны следующие роли:  «Эмоциональный лидер» — участник группы, авторитетный для всех остальных, обладающий влиянием независимо от своего должностного положения.  «Диагност» — человек, способный проводить оценку и анализ социально-психологического климата в группе, а также выявлять особенности других членов группы.  «Интегратор» — участник, способный сплачивать группу для решения отдельных задач, обладающий частью лидерского потенциала и осуществляющий необходимую коррекцию состояния групповой атмосферы. Групповые роли  Все обозначенные выше групповые роли взаимно дополняют друг друга и требуют от их исполнителей соответствующих компетенций.  Прирост эффективности групповой деятельности наблюдается даже в тех случаях, когда одна роль распределяется между несколькими участниками (большие дискуссионные группы) или, наоборот, когда один член группы успешно исполняет более одной роли («сверхмалые» дискуссионные группы).  В современной профессиональной литературе можно встретить и другие попытки описания ролевой структуры дискуссионных групп Групповые роли Например, выделяются следующие роли:  • коммуникативные («автор», «понимающий», «критик», «организатор коммуникации» );  • содержательные («эрудит», «аналитик», «диагност», «генератор идей», «разработчик», «имитатор»);  •методологические («методолог», «критик», «проблематизатор», «рефлексирующий методист», «программист»);  •организационные («организатор», «координатор», «интегратор», «контролер», «тренер», «манипулятор»);  •социально-психологические («лидер», «предпочитаемый», «принимаемый», «независимый», «непринимаемый», «отвергаемый», «аутсайдер»). Групповые роли  Для проведения дискуссии необходимо распределить роли, исполнение которых позволяет втянуть большинство участников в спор, полемику и достичь эмоционального накала, особенно при возникновении конфликта мнений.  Существует целый набор ролей для исполнения функций «застрельщиков» дискуссии.  Генераторы идей вносят как можно больше предложений по существу описанной в ситуации проблемы и по ее возможному разрешению. Идеи, представляемые генераторами, могут быть недостаточно четко сформулированными, фантастическими, но это не страшно, так как идеи подхватываются эрудитами, которые развивают их, шлифуют, более четко «упаковывают», трансформируя в возможное практическое решение. Групповые роли  Критики и эксперты включаются в дискуссию для того, чтобы оценить поступающие предложения, отбраковать неприемлемые, выявить перспективные и определить самые значимые.  А если дискуссия идет на спад из-за снижения активности ее участников, то в нее включаются синекторы или затравщики, специально подготовленные люди, высказывающие провокационные, обостряющие спор мнения, втягивающие в полемику как можно большее число участников. Групповая дискуссия одновременно представляет собой метод активного обучения, управленческую технологию совместного принятия решения и содержательную область социально-психологического знания. Вопрос 5 Общая характеристика метода группового решения проблем. Правила "Мозгового штурма". Основные понятия  Групповая дискуссия является не только одним из неимитационных методов активного обучения, но и одной из ключевых тем в социальной психологии. Групповая дискуссия представляет собой своеобразное динамическое поле, где пересекаются и взаимодействуют два важнейших социально-психологических процесса — процесс группового решения проблем (group problem solving) и процесс принятия группового решения (group decision making). Основные понятия  Процесс принятия группового решения традиционно относится к процессам групповой динамики и тесно связан с проблемой лидерства и руководства, потому что принятие решения — одна из важных функций руководителя, а организация групповой работы по принятию такого решения — весьма сложная управленческая функция.  Метод мозгового штурма (brainstorming) возник в конце 1930-х гг. как способ группового продуцирования новых идей. Такое название данному методу дал Алекс Осборн. Основные понятия  Метод основан на обращении к коммуникации и коллективности как основным факторам возникновения и развития новой идеи.  Осборн считал, что творческий процесс целесообразно осуществлять в виде группового поиска; так как «творческий прорыв», непосильный для одного человека, может быть совместно совершен группой разнопрофильных специалистов. Основные принципы Вначале метод мозгового штурма был основан на принципах:  1. «Нельзя критиковать!». На стадии генерации идей недопустимы никакие споры и обсуждения, а тем более никакая критика предлагаемых идей, чтобы каждый мог высказать любую мысль без боязни, что ее признают плохой.  2. «Нет плохих идей!» Приветствуются любые идеи. Поощряется свободное ассоциирование и любая фантазия: чем более необычной покажется идея - тем лучше. Основные принципы  3. «Чем больше идей, тем лучше!» Количество предлагаемых идей должно быть как можно большим («количество приводит к качеству»).  4. «Нет чужих идей!» Высказанные идеи можно как угодно комбинировать и видоизменять. Специально поощряется развитие и усовершенствование высказанных идей. Считается, что у идей, полученных в ходе мозгового штурма, нет индивидуального автора, все идеи создаются группой. Метод мозгового штурма  В основе этого метода лежит противопоставление творческого и критического мышления. Из общей психологии известно, что условия успешного осуществления этих двух видов человеческого мышления противоположны: порождение новых творческих идей должно быть полностью свободно от всякой критики, внешних и внутренних запретов; критический отбор и оценка этих идей, напротив, требует строгости к себе и другим, беспристрастности в оценках и т.п.  Метод позволяет одновременно использовать преимущества каждого из этих видов мышления, «закрепляя» их за разными людьми, т.е. творческое и критическое мышления используются как разные режимы сознательной работы. Метод мозгового штурма  Группа участников разбивается руководителем на две части — «генераторов идей» и «критиков».  Задача «генераторов» состоит в том, чтобы набросать как можно больше предложений и идей относительно возможностей решения обсуждаемой проблемы. Идеи могут быть абсолютно любыми, неаргументированными и даже фантастическими.  Задача «критиков» — выбрать из предложенных «генераторами» идей лучшие. Оригинальность и количество выдвигаемых идей достигается за счет особых правил мозгового штурма. Этапы мозгового штурма  Групповая работа строится с учетом следующих этапов:  1. Формулирование проблемы, которую необходимо решить, обоснование задачи для поиска решения. Определение условий групповой работы, знакомство с правилами поведения. Формирование рабочих (творческих) групп по 57 человек и отдельно экспертной группы «критиков», в обязанности которой на следующем этапе входит: разработка критериев, оценка и отбор лучших из выдвинутых идей.  2. Разминочная сессия, т.е. упражнения на быстрый поиск ответов на вопросы. Задача — помочь участникам максимально освободиться от воздействия психологических барьеров (неловкости, стеснительности, замкнутости, скованности и пр.). Этапы мозгового штурма  3. Рабочая сессия — «штурм» поставленной проблемы. Еще раз уточняются задачи, напоминаются правила поведения в ходе работы. Генерирование идей начинается по сигналу руководителя во всех рабочих группах. К каждой группе прикрепляется один эксперт, задача которого — молча и беспристрастно фиксировать на бумаге абсолютно все выдвигаемые идеи.  4. Экспертиза — оценка собранных идей и отбор лучших из них в группе «критиков» на основе разработанных ими критериев. Рабочие группы в это время отдыхают.  5. Подведение итогов — общее обсуждение результатов работы групп, представление лучших идей, их обоснование и публичная защита. Принятие общего группового решения, его фиксация. Правила мозгового штурма Технология мозгового штурма базируется на соблюдении правил групповой работы.  1. Во время сессии (процесса) нет ни начальников, ни подчиненных, ни новичков, ни ветеранов — есть ведущий и участники. Никто не может претендовать на особую роль или привилегии. Преимущества не дает даже авторство блестящих идей.  2. Участник сессии должен стремиться не к демонстрации своих познаний и квалификации, а к решению выдвинутой проблемы.  3. Метод требует полного раскрепощения мысли и свободы для воображения; чем неожиданнее и необычнее идея, тем больше оснований рассчитывать на успех. Правила мозгового штурма  4. Какой бы фантастичной и невероятной ни была идея, выдвинутая кем-либо из участников сессии, она должна быть встречена с одобрением.  5. Категорически запрещены взаимные критические замечания и промежуточные оценки — они мешают порождению и формулированию новых идей.  6. Попытайтесь с самого начала убедить себя, что положительное разрешение данной проблемы имеет для вас чрезвычайно важное значение.  7. Чем больше выдвинуто предложений, тем выше вероятность появления новой и ценной идеи. Правила мозгового штурма  8. В ходе сессии допускаются и приветствуются дополнение, усовершенствование и развитие идей, предложенных вами или другими участниками мозгового штурма.  9. Если проблема в целом не поддается решению, попробуйте расчленить ее на составные элементы и поразмыслите над каждым из них в отдельности.  10. Не стесняйтесь произвольно менять параметры в поставленной проблеме — уменьшать или увеличивать размеры, расстояния, сроки и т.д. Если идея решения будет найдена, ее можно будет доработать до уровня установленных первоначально границ. Правила мозгового штурма 11. За пять минут до начала сессии попытайтесь ответить себе на следующие вопросы:  Заслуживает ли данная проблема моего внимания?  Что дает ее решение?  Кому и для чего это нужно?  Что произойдет, если ничего не менять?  Что случится, если я не выдвину ни одной идеи? Варианты метода У мозгового штурма есть ряд модификаций: двухстадийный мозговой штурм (разные группы на конвергентной и дивергентной стадиях); сетевой мозговой штурм (осуществляющийся через компьютерную сеть) и т.д. Варианты метода  Одной из разновидностей метода является «обратный мозговой штурм».  «Обратный штурм» начинается с анализа и критики. Такой подход используется для решения ряда задач, связанных с усовершенствованием товара, услуги, технического объекта или системы.  Сессия мозгового штурма в этом случае начинается с критического анализа совершенствуемого объекта и выявления его возможных недостатков. На основании этих недостатков формулируются задачи (проблемы).  Далее для ее решения проводят «прямой» штурм.  Очевидно, что в составе ресурсной группы должны быть специалисты, хорошо знакомые с совершенствуемым объектом. Варианты метода  Интересным вариантом классического мозгового штурма является брейнврайтинг (brainwriting). Это - вариант «письменного» мозгового штурма.  Каждый участник получает лист бумаги, расчерченный на 9 квадратов. Один такой же лист лежит в центре стола. Каждый участник записывает три своих варианта решения проблемы и меняет лист на тот, что лежит в центре.  Таким образом, участники видят идеи других, могут развивать и предлагать новые идеи. Варианты метода  Преимущества такого варианта заключаются в том, что некоторые люди могут работать только сосредоточившись, им нужно время, для того чтобы подумать. Классический вариант мозгового штурма - не для них, он слишком интенсивен и шумен.  Брейнврайтинг более анонимен в плане авторства предлагаемых идей, и это обстоятельство также может «раскрепостить» кого-то из участников.  Дает меньше оригинальных идей, но больше практических, адаптивных.  Некоторые ведущие делают: одна часть дивергентной стадии мозгового штурма проводится в традиционном («устном») варианте, а другая - в варианте брейнврайтинга. Варианты метода В случаях, когда нет возможности провести «полноценный» мозговой штурм (не обеспечиваются условия разнородности ресурсной группы, отсутствие квалифицированного ведущего, коллектив не обладает опытом и навыками проведения мозгового штурма и т.д.), применяют «облегченные» («паллиативные») варианты мозгового штурма.  Один из таких вариантов получил название «корабельный совет». Это хорошо организованное совещание, проводимое по определенным правилам, по целевой направленности: для решения проблемы максимально использовать опыт, знания и креативные способности всех участников совещания. При этом также разделяются этап выдвижения идей и этап их критики. Варианты метода  Совещание ведет руководитель, который должен создать спокойную деловую и творческую обстановку, стимулирующую участников на активный поиск решения проблемы.  Проблема ставится руководителем, после чего по проблеме должны высказывать свое мнение все участники.  Порядок и очередность выступлений устанавливаются от младшего по должности - к старшему, чтобы уменьшить эффект влияния авторитета.  Вопросы задает только руководитель («капитан»). Варианты метода  Руководитель отбирает идеи для последующего этапа (при небольшом количестве предложенных идей может оставить все).  Далее идет этап критики и защиты идей: все участники совещания должны критиковать, а затем и защищать идеи, отобранные «капитаном», в том числе и свои собственные.  По завершении этого этапа руководитель принимает решение и подводит итоги работы. Варианты метода  Этот метод менее эффективен, чем CPS, но тем не менее он может быть более полезен для решения проблем и поиска новых бизнес-идей, чем обычное совещание.  Мозговой штурм как метод нахождения новых решений значительно отличается и по процессу, и по результатам от встречи сотрудников для обмена мнениями.  Нельзя смешивать правила мозгового штурма и традиционного рабочего совещания, в частности, нельзя формализовать сессию мозгового штурма, каким-либо образом распределяя порядок выступлений в соответствии с должностями или заслугами, определять регламент, позволять вести сессию руководителю, если в группе есть его подчиненные (эти правила нарушаются при «корабельном совете»). Варианты метода  Правильно организованный мозговой штурм обеспечивает, как минимум, вдвое большую эффективность, чем традиционное рабочее совещание.  Но продуктивность группы значительно зависит от ее состава и ведущего. При неправильном подборе участников или неправильном ведении (что чаще всего и происходит на практике) мозговой штурм превращается в обычное совещание и приносит такие же результаты.  Для эффективного применения метода необходимо четко представлять себе его возможности и знать, как и когда его можно применять. Варианты метода  Метод получил широкое практическое распространение по причине его сравнительно низкой трудоемкости и затратности.  Серьезных затрат для его проведения не требуется;  Члены ресурсной группы могут не проходить специального обучения для применения этого метода;  Времени на сессию мозгового штурма затрачивается сравнительно немного;  Сессия проходит в благоприятной психологической атмосфере, отчасти напоминающей игровую, поэтому в большинстве случаев сессия получает положительные оценки всех участников. Варианты метода  Достигаются определенные результаты, которые превышают по количеству и качеству те результаты, которые могли бы быть получены каждым участником индивидуально или при традиционном совещании.  Метод обеспечивает большое разнообразие идей, которые могут служить основой для более вдумчивого анализа.  Впрочем, эффективность метода мозгового штурма даже при правильном проведении тоже не следует преувеличивать. Метод не гарантирует последовательного развития идеи и получения «сильных» решений. Метод почти всегда обеспечивает большое количество разнообразных идей. Часть из предложенных идей часто действительно может служить решением проблемы, но не обязательно эти решения будут эффективны. Варианты метода  Синектический метод (или синектика) был разработан в 1950-х гг. на основе метода мозгового штурма как попытка повысить его эффективность.  Авторами метода являются У. Гордон (W. Gordon) и Дж. Принс (G. Prince).  В 1952 г. Гордон организовал первую постоянную группу для решения изобретательских задач. К 1960 г. группа выросла в фирму Synectics Incorporated, принимающую заказы на решение задач и обучение творческому мышлению. Варианты метода  Таким образом синектика стала «индустриального творчества», используемым для решения нестандартных проблем «под заказ» основе. первым методом т.е. методом, разнопрофильных на коммерческой  Слово «синектика», заимствованное из греческого, означает соединение разнородных элементов.  Название метода подчеркивает, что он ориентирован на оптимизацию коллективного творчества путем формирования групп из специалистов разного профиля, предлагающих разнообразные идеи. Варианты метода В целом синектическая сессия проходит те же этапы, что и сессия мозгового штурма:  исходная формулировка проблемы,  реконструкция (новое понимание переформулировка проблемы), ситуации и  поиск решений,  обсуждение,  выбор наиболее перспективных и эффективных решений. Варианты метода  Но в синектике есть ряд заметных отличий, позволяющих считать ее самостоятельным методом.  Главное отличие заключается в том, что в синектике формированию групп уделяется гораздо большее внимание, чем в методе мозгового штурма.  Во-первых, в отличие от мозгового штурма, где ресурсная группа, как правило, формируется заново под каждую сессию, синектика предполагает создание постоянно действующей творческой группы, решающей различные проблемы, т.е. состав группы должен быть более или менее постоянным. Варианты метода  Во-вторых, группы должны быть сбалансированы по стилям мышления и подходам к решению задач. У членов группы должна быть «психологическая совместимость» для избежания конфликтов.  В-третьих, группы должны быть готовы к решению разнообразных задач.  В состав группы входят представители разных отделов и сфер бизнеса, при этом приветствуется разнородность участников (несколько образований, опыт в разных сферах, владение несколькими специальностями и т.п.). При необходимости в группу могут вводиться дополнительные специалисты (на каждую сессию обычно приглашаются 2-3 «сторонних» специалиста по обсуждаемой проблеме).  Рекомендуемый возраст участников - 25-40 лет. Варианты метода  Образуется единый целостный субъект, располагающий разносторонними знаниями, различными схемами деятельности и стилями мышления. Знания и индивидуальные особенности участников дополняют и уравновешивают друг друга.  Члены синектической группы постепенно привыкают к совместной работе, перестают бояться критики, не обижаются, когда кто-то отвергает их предложения.  Постепенно накапливается опыт решения задач, растет взаимопонимание, идеи «схватываются с полуслова»; участники подхватывают намеки, развивают идеи других участников, добиваются их неожиданного сцепления и т.д. За счет эффективной кооперации возникает более сильный синергетический эффект, чем в «классическом» мозговом штурме. Варианты метода После каждой синектической сессии осуществляется ее анализ с точки зрения организации сессии и взаимодействия участников:  «Как работала группа?»,  «Что мешало?»,  «Что получилось хорошо?»,  «Что не получилось?»,  «Что нужно изменить?». В ходе такого анализа группа находит способы улучшения взаимодействия. Варианты метода Синектический подход заключается в том, что при решении проблемы должен осуществляться переход:  «от необычного к известному» (от неопределенности проблемной ситуации - к имеющимся у субъекта представлениям и знаниям),  а также переход от «известного к необычному» (от традиционных, устоявшихся взглядов и объяснений - к новому решению проблемы). Варианты метода  При решении проблемы синектическим методом используются два принципа: «сделать незнакомое знакомым» и «сделать привычное незнакомым».  Первый принцип означает изучить проблему и привыкнуть к ней, за новой и непривычной проблемной ситуацией увидеть нечто знакомое и, следовательно, решаемое известными средствами.  Второй принцип означает, что нужен «свежий взгляд» на то, что уже стало привычным, т.е. нужно отказаться от привычных стереотипов. Варианты метода  В качестве механизма реализации этих принципов используются метафоры («связующие аналогии»): необходимо найти аналогию, метафорическую связь между проблемной ситуацией с чем-то уже известным, т.е. подобрать сравнение.  Метафора - это перенос значения (названия одного представления) в другую сферу (на другое представление). Использование метафор помогает изменить устоявшееся видение предмета, предлагает новую смысловую интерпретацию. Варианты метода  В синектике рекомендуется использовать четыре типа метафор.  1. Прямая аналогия - сопоставление решаемой проблемы или проектируемого устройства с уже известными объектами, поиск сходных процессов в других областях знания, природе и т.д. Поиск решений осуществляется по аналогии решения задач в других областях знаний с дальнейшей адаптацией этих решений к разбираемой проблеме. К примеру, для решения проблемы сопротивления инновациям в организации может быть полезна следующая аналогия: прежде чем сдвинуть вперед тяжелый состав, локомотив подает назад, освобождая стыки между вагонами, и затем сдвигает их по одному. Варианты метода  2. Личностная аналогия (эмпатия) - попытка взглянуть на задачу, отождествив себя с объектом и войдя в его образ, вживание, перевоплощение в какой-то объект, идентификация с ним, отождествление самого себя с каким-либо элементом проблемной ситуации, например, с подвижной частью механизма, неработающим лифтом и т.д.  Нужно представить себя тем объектом, с которым связана проблема, и попытаться рассуждать о «своих» ощущениях и путях решения технической задачи или бизнес-проблемы. Варианты метода  3. Символическая аналогия - использование эстетических образов и метафор для формулирования задачи, нахождение краткого символического описания задачи или объекта. Предмет или проблема ассоциируется с самым главным признаком, остальные отбрасываются.  Этот прием позволяет более четко и лаконично описать имеющуюся проблему, например, при решении какойлибо проблемы детского дошкольного воспитания, можно использовать метафору «дети - цветы жизни». Это сравнение сразу дает определенное направление мысли. При решении проблемы, связанной с транспортировкой горючего, можно использовать метафору «нефть - это черное золото» и т.п. Варианты метода  4. Фантастическая аналогия - проблема рассматривается глазами нереальных существ, для ее решения используется некий фантастический («сказочный», «волшебный») элемент, игнорируются фундаментальные законы природы (например, земное тяготение), задача излагается в терминах и понятиях сказок, мифов, легенд. Фантастическая аналогия предлагает ввести в изобретательскую задачу или бизнес-проблему фантастические средства или персонажи, выполняющие то, что требуется по условию задачи.  Такой прием помогает обнаружить ложные или избыточные ограничения, которые мешают нахождению решения проблемы, и, соответственно, способствуют выходу на новую идею. Варианты метода  В синектике также активно используется метод случайного стимула и принудительных ассоциаций для построения метафор названых типов.  За счет использования этих эвристических принципов процесс поиска решения более упорядочен, чем в мозговом штурме.  Благодаря дополнительным приемам и большей сплоченности группы получаемые решения могут быть более эффективными.  Область задач, решаемых синектической группой, также расширяется по сравнению с ресурсной группой в мозговом штурме. Но синектическая сессия требует больше времени, а также предъявляет более жесткие требования к составу группы и ведущему. Варианты метода В заключение необходимо подчеркнуть, что еще одной важной чертой метода мозгового штурма является то, что он может быть включен в качестве вспомогательного в другие, как правило, игровые методы активного обучения. Контрольные вопросы:  В чем заключаются различия между дивергентной и конвергентной стадиями мозгового штурма?  Каковы «оптимальные» характеристики мозгового штурма (количество участников, время проведения этапов и др.) и почему?  Каковы особенности применения метода мозгового штурма?  Чем отличается мозговой штурм от рабочего совещания?  Каковы основные ошибки при проведении мозгового штурма?  Как может ведущий сессии мозгового штурма поддерживать и стимулировать активность участников ресурсной группы? Контрольные вопросы:  Кто может выступать в качестве «клиента» при проведении сессий мозгового штурма?  Объясните правила метода мозгового штурма.  Последовательно охарактеризуйте все этапы метода мозгового штурма.  Какие модификации метода мозгового штурма вы знаете? В чем их особенности по сравнению с вариантом CPS? Библиографический список 1. Быков А.К. Методы активного социальнопсихологического обучения: Учеб. пособие. – М.: Сфера, 2005. 2. Вачков И.В. Психология тренинговой работы: Содержательные, организационные и методологические аспекты ведения тренинговой группы. – М.: Эксмо, 2008.
«Цели и задачи групповой дискуссии» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 335 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot