Основные принципы построения эффективной системы контроля
Принципы построения эффективной системы контроля над выполнением решений в крупной организации – это основополагающие правила, соблюдение которых обеспечивает функционирование контрольной системы с высокой степенью отдачи.
Принципы построения системы контроля важны для того, чтобы обеспечить эффективное оперативное управление. Предпосылками выступает проектирование, разработка и внедрение структурированной и хорошо организованной контрольной системы, обеспечивающей отрицательную обратную связь. Благодаря этой системе сравнивается фактическое и плановое (заданное при планировании) использование ресурсов. Базовыми принципами построения контрольной системы являются:
- существование конкретных планов. Планы должны отличать содержательностью, четкой структурированностью и фиксированностью, чтобы служить надежной основой контроля. Если планы слишком часто подвергаются корректировкам, а изменения не проходят через процедуру контроля, общий контроль над проектом может быть утрачен,
- существование и информативность системы отчетности. В отчетах должно отображаться состояние проекта в сравнении с исходными планами в соответствии с едиными подходами и критериями оценки. Для этого должны иметься простые и четко определенные процедуры формирования и предоставления отчетов, быть заданы временные интервалы для всех видов отчетов. Представляемые в отчетах результаты подвергаются обсуждению на совещаниях,
- существование эффективной системы анализа фактических параметров и тенденций их изменения. Анализируя собранные данные, руководитель проекта определяет, отвечает ли сложившаяся ситуация планам. Если не отвечает, оценивается масштаб и последствия возникших отклонений. Ключевые параметры – это стоимость и время. Тенденции во временных и стоимостных оценках анализируются по данным специальных отчетов. Например, прогноз может показать, что стоимость выполнения работ в рамках задания возрастет, или сроки увеличатся. Часто отклонения временных или стоимостных показателей влияет на качество результата или содержание будущих работ,
- существование эффективной системы реагирования. В завершение контрольных процедур осуществляются действия, направленные на корректировку выявленных недостатков, преодоление сложившихся негативных тенденций. Однако иногда приходится пересматривать планы. Для перепланирования выполняется анализ типа «что если», который обеспечивает прогнозирование и оценку последствий планируемых мероприятий.
Выполнение функций контроля предусматривает решение задач измерения, оценки и прогнозирования оперативной ситуации по вопросам:
- достижения результатов,
- временных, ресурсных и финансовых затрат,
- выявления и возможностей устранения причин отклонений от плана,
- необходимости корректировки планов.
Руководство должно не только контролировать ключевые количественные характеристики (объем работ, стоимость и время), но и отвечать за управление качеством и содержанием работ.
Оценка состояния работ ведется относительно текущей (пороговой) даты, т.е. момента времени, когда проводится анализ.
Процесс контроля исполнения решений представляет собой достаточно сложную последовательность действий, включающую пять стадий, а именно:
- определение стандартов;
- сравнение фактических и требуемых результатов;
- выполнение корректирующих действий;
- оценку показателей.
При определении стандартов важно следить, чтобы они соответствовали организационным целям. Так, общие цели организации могут быть использованы, например, в качестве годовых стандартов для работы всей организации, а также в качестве стандартов работы высшего руководства организации, отвечающего за достижение этих целей. Однако если организация действует в сложной и неустойчивой среде с высокой степенью неопределенности ее параметров и динамично меняющимися их численными величинами, может возникнуть необходимость пересмотра стандартов через некоторые интервалы времени — например, ежеквартально или даже ежемесячно.
Связь процессов контроля и принятия решений
По сути, система контроля предназначена для того, чтобы создать оптимальные условия достижения организацией своих целей. Поэтому на первой стадии контроля основное внимание уделяется целям организации, а также установленным при планировании стандартам. Поэтому процессы контроля и принятия решений рассматриваются в тесной взаимосвязи. Если разделить их, последствия будут резко негативными. Поэтому руководители должны еще на стадии планирования продумать, как планы будут соотноситься с реальной траекторией развития предприятия. Таким образом, целеполагание – это одновременно и часть процесса планирования, и отправная точка контроля.
В процессе контроля выделяют три составляющие:
- содержательную – что должно делаться в процессе осуществления контроля,
- организационную – кто и в какой последовательности должен совершать действия,
- технологическую – как осуществляется контроль.
Контроль нужен для того, чтобы обеспечить согласованность решения и исполнения, предупредить возможные недоработки и ошибки, своевременно выявить отклонения от плана выполнения задач, обозначенных сроков.
Содержание контроля отражается в функциях, которые он выполняет:
- диагностике ситуации,
- ориентировании,
- стимулировании,
- корректировке действий,
- распространении передового опыта,
- осуществлении авторского надзора,
- правоохранительной функции,
- педагогической функции.
Содержание диагностической функции состоит в том, что благодаря нему выявляется фактическое состояние дел в контексте выполнения принятых решений.
В рамках функции ориентирования выполняется ориентация на указание основных проблем, требующих максимального внимания.
Стимулирующая функция состоит в том, что производится выявление и вовлечение в работу неиспользованных резервов, преимущественно человеческих.