Менеджмент в общем смысле представляет собой разработку и организацию максимально эффективного использования и контроля социально-экономических систем. В России его часто используют в качестве синонима для слова «управление».
Основополагающей целью менеджмента считается получение желаемых результатов посредством реализации согласованных действий множества людей. Его базовые функции представлены на рисунке 1.
Рисунок 1. Базовые функции менеджмента. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Характерной чертой менеджмента выступает наличие цели управления и соответствующего типа организации управления.
Тип организации менеджмента – это система построения управления организацией.
Современная теория менеджмента представляет два базовых типа управления организациями - бюрократический тип менеджмента и органический тип менеджмента.
Оба типа организации менеджмента построены на принципиально разных основаниях, а потому имеют свои особенности и специфические черты. Рассмотрим их более подробно.
Бюрократический тип управления оказался исторически первым. Соответствующая концепция построения организационных структур управления была разработана и предложена немецким социологом М. Вебером в начале ХХ века.
М. Вебер разработал нормативную модель рациональной бюрократии. В ее основу было положено представление о предприятии как об «организованной организации», предъявляющей жесткие требования к людям и тем структурам, в которых они действуют.
Сущность бюрократического типа менеджмента находит свое отражение к его концептуальных положениях. К фундаментальным основам бюрократического типа управления предприятиями относятся:
В целом бюрократический тип менеджмента отличается высокой степенью иерархичности, рациональностью и ответственностью.
На практике управленческие структуры бюрократического типа не раз доказывали свою эффективность, особенности по отношению к крупным и сверхкрупным организациям, для которых слаженная четкая работа больших коллективов людей, работающих на достижение единой цели, особенно важна.
Использование бюрократического типа организации менеджмента позволяет мобилизовать энергию членов трудового коллектива и кооперировать их труд при решении крупных проектов, крупносерийном и массовом производстве. В то же время его основными недостатками считаются отсутствие гибкости управленческой системы и неравномерность развития ее структурных элементов.
Органический тип организации менеджмента считается относительно молодым. Имея недолгую историю своего существования, он возник как антипод бюрократизма в управлении. Развитие данного типа построения управленческих структур было вызвано потребностью организаций в более гибких и адаптивных структурах.
Органический тип управленческих структур предполагает необходимость обеспечения приспособляемости организации к объективным требованиям реальной действительности. Импровизация ценится больше планирования.
Принципиальными отличиями органического типа организации менеджмента от бюрократического считаются:
Рассмотрим основные черты органического типа организации менеджмента более подробно. В первую очередь речь идет о принципах принятия управленческих решений. В модели управления данного типа решения принимаются не на основе традиций, правил или авторитета, а вызревают в процессе обсуждений и дискуссий. Обстоятельства, принимаемые во внимание при обсуждении проблем, опираются на доверие и убеждение, а не власть, работа трудового коллектива нацелена на достижение единой цели, а не на исполнение приписанной должностной инструкции.
В роли основных интеграционных факторов развития управленческой системы выступают миссия организации и стратегия ее развития. Правила работы формируются в виде принципов, а не установок. Работа распределяется между сотрудниками сообразно характеру решаемых проблем, а не на основании их должностей. Кооперация и творческий подход к работе опираются на формирование связей между деятельности отдельных сотрудников и миссией организации в целом. Сама организация, использующая органический тип менеджмента, готова к проведению прогрессивных изменений и открыта для нововведений.
В целом же органический подход к проектированию и организации менеджмента характеризуется широкой специализацией в работе, относительно небольшим числом формализованных правил и процедур, субъективностью системы отбора и вознаграждения кадров, а также амбициозной ответственностью членов трудового коллектива. В условиях использования органического типа организации менеджмента необходимость в функциональном разделении труда отпадает, а ответственность работников за общий успех организации повышается.
В настоящее время в чистом виде данный тип управления практически не используется, а сам тип управленческой структуры находится на стадии развития. Активное распространение элементы органического типа организации менеджмента получили в тех компаниях, предприятиях, фирмах, которые стремятся приспособиться к динамично меняющейся среде.