Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Два типа организации менеджмента

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Все предметы / Менеджмент / Два типа организации менеджмента

Общая типология управленческих структур в менеджменте

Менеджмент в общем смысле представляет собой разработку и организацию максимально эффективного использования и контроля социально-экономических систем. В России его часто используют в качестве синонима для слова «управление».

Основополагающей целью менеджмента считается получение желаемых результатов посредством реализации согласованных действий множества людей. Его базовые функции представлены на рисунке 1.

Базовые функции менеджмента. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Базовые функции менеджмента. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Характерной чертой менеджмента выступает наличие цели управления и соответствующего типа организации управления.

Определение 1

Тип организации менеджмента – это система построения управления организацией.

Современная теория менеджмента представляет два базовых типа управления организациями - бюрократический тип менеджмента и органический тип менеджмента.

Оба типа организации менеджмента построены на принципиально разных основаниях, а потому имеют свои особенности и специфические черты. Рассмотрим их более подробно.

Бюрократический тип организации менеджмента

Бюрократический тип управления оказался исторически первым. Соответствующая концепция построения организационных структур управления была разработана и предложена немецким социологом М. Вебером в начале ХХ века.

М. Вебер разработал нормативную модель рациональной бюрократии. В ее основу было положено представление о предприятии как об «организованной организации», предъявляющей жесткие требования к людям и тем структурам, в которых они действуют.

Готовые работы на аналогичную тему

Сущность бюрократического типа менеджмента находит свое отражение к его концептуальных положениях. К фундаментальным основам бюрократического типа управления предприятиями относятся:

  • четкое разделение труда, использования квалифицированных специалистов на каждой должности;
  • наличие формальных норм и правил, которые обеспечивают однородность выполнения менеджерами возложенных на них обязанностей и задач;
  • иерархичность управления, предполагающая, что нижестоящие уровни подчиняются и контролируются вышестоящими;
  • найм на работу сотрудников согласно квалификационным требованиям, предъявляемым к должности, а не на основании субъективных оценок;
  • формальная обезличенность, которая характерна для выполнения официальными лицами своих обязанностей.
Замечание 1

В целом бюрократический тип менеджмента отличается высокой степенью иерархичности, рациональностью и ответственностью.

На практике управленческие структуры бюрократического типа не раз доказывали свою эффективность, особенности по отношению к крупным и сверхкрупным организациям, для которых слаженная четкая работа больших коллективов людей, работающих на достижение единой цели, особенно важна.

Использование бюрократического типа организации менеджмента позволяет мобилизовать энергию членов трудового коллектива и кооперировать их труд при решении крупных проектов, крупносерийном и массовом производстве. В то же время его основными недостатками считаются отсутствие гибкости управленческой системы и неравномерность развития ее структурных элементов.

Органический тип организации менеджмента

Органический тип организации менеджмента считается относительно молодым. Имея недолгую историю своего существования, он возник как антипод бюрократизма в управлении. Развитие данного типа построения управленческих структур было вызвано потребностью организаций в более гибких и адаптивных структурах.

Органический тип управленческих структур предполагает необходимость обеспечения приспособляемости организации к объективным требованиям реальной действительности. Импровизация ценится больше планирования.

Принципиальными отличиями органического типа организации менеджмента от бюрократического считаются:

  • меньшая связанность нормами и правилами;
  • высокая гибкость;
  • использование в качестве базы групповой организации труда.

Рассмотрим основные черты органического типа организации менеджмента более подробно. В первую очередь речь идет о принципах принятия управленческих решений. В модели управления данного типа решения принимаются не на основе традиций, правил или авторитета, а вызревают в процессе обсуждений и дискуссий. Обстоятельства, принимаемые во внимание при обсуждении проблем, опираются на доверие и убеждение, а не власть, работа трудового коллектива нацелена на достижение единой цели, а не на исполнение приписанной должностной инструкции.

В роли основных интеграционных факторов развития управленческой системы выступают миссия организации и стратегия ее развития. Правила работы формируются в виде принципов, а не установок. Работа распределяется между сотрудниками сообразно характеру решаемых проблем, а не на основании их должностей. Кооперация и творческий подход к работе опираются на формирование связей между деятельности отдельных сотрудников и миссией организации в целом. Сама организация, использующая органический тип менеджмента, готова к проведению прогрессивных изменений и открыта для нововведений.

В целом же органический подход к проектированию и организации менеджмента характеризуется широкой специализацией в работе, относительно небольшим числом формализованных правил и процедур, субъективностью системы отбора и вознаграждения кадров, а также амбициозной ответственностью членов трудового коллектива. В условиях использования органического типа организации менеджмента необходимость в функциональном разделении труда отпадает, а ответственность работников за общий успех организации повышается.

Замечание 2

В настоящее время в чистом виде данный тип управления практически не используется, а сам тип управленческой структуры находится на стадии развития. Активное распространение элементы органического типа организации менеджмента получили в тех компаниях, предприятиях, фирмах, которые стремятся приспособиться к динамично меняющейся среде.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Людмила Юрьевна Ананьева

Эксперт по предмету «Менеджмент» , преподавательский стаж — 10 лет

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис