Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Поведенческие автоматизмы и их использование в управлении персоналом

Общая характеристика поведенческих автоматизмов

Определение 1

Поведенческие автоматизмы - это осуществление действий вне ситуативно значимой рефлексивной самоорганизации и осознания реагирования на внешние воздействия.

У людей самые первые цепочки поведенческих реакций складываются на основе наследственных предопределенных ассоциаций между образами восприятия и действиями в соответствии с существующими потребностями. Это наследуемые рефлексы. Их формирование не требует участия сознания, которое ответственно за выбор альтернативы поведения и оценку достижения желаемого результата при пробной попытки реализовать поведение. Такие механизмы являются наиболее древними. Они реализуются даже у насекомых, но во многом зависят от текущих условий. Если восприятие не дает необходимые признаки, возможность сочетания поведенческой реакции с конкретными действиями отсутствует. По этому механизму формируются все первичные распознаватели. Если в ходе развития человек не столкнется с какими-либо условиями, распознаватели таких условий могут не сформироваться.

Благодаря механизмам осознания в формирование реакций привносится мотивация, или желаемость. На основе оценки значимости предшествующего схожего опыта человек творчески находит новые варианты поведения и мысленно их тестирует. При этом задействуется автоматизм продуцирования из старого опыта нового. Участие осознания приводит к приостановке выполнения текущей фазы цепочек неосознаваемого автоматизма. В эту фазу фокус внимания перемещается на механизмы творческого выбора оптимального варианта из всех доступных по ассоциации. Сфера признания «похожести» меняется достаточно произвольно. Если наиболее схожие варианты оказываются не подходящими, обзор может расширяться.

Каждое новое звено в цепи элементарных поведенческих актов складывается как результат оценки применения нового опыта в конкретных условиях и в эмоциональном контексте. Такая оценка связывается с проявленной поведенческой реакцией в контексте текущего восприятия. Если получена позитивная оценка, то в будущем, при возникновении достаточно похожих условий, вновь будет выполнена эта фаза. Речь идет о том, что новизна ситуации будет близка к нулю и не будет вызывать привлечения осознаваемого внимания. Негативная оценка оказывает тормозное влияние, состоящее в блокировании нежелательных последствий реализации поведения.

«Поведенческие автоматизмы и их использование в управлении персоналом» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Таким образом, осознаваемый выбор, подкрепляемый мотивирующей системой оценки, позволяет подстроиться к новым условиям и перевести их в автоматизмы, уже неосознаваемые человеком. Выполнение сформированной цепочки автоматизма осуществляется в зависимости от образов восприятия, если они не содержат новизну и не вызывают приостановку выполнения.

Пусковым стимулом для неосознаваемого автоматизма может выступать:

  • внешний стимул,
  • сигнал рецепторов завершения предыдущей фазы.

Стимулом может стать любое явление, передающее достаточный уровень возбуждения распознавателю. Например, в роли стимула может выступать даже осознаваемое желание узнать результат того или иного действия. Участие сознания приводит к продвижению и произвольности ветвления автоматизма в фазах, отличающихся наибольшей значимостью или новизной. Если сознание практически не участвует, то выполнение цепочки осуществляется произвольно, заканчиваясь торможением на последней фазе выполнения, если не произойдет вмешательства достаточно значимого стимула для ветвления автоматизма по альтернативному отработанному пути.

В общем случае, любую поведенческую адаптацию, включая оптимизацию работы внутренних систем и органов, можно рассматривать как наработку и корректировку поведенческих автоматизмов. Это справедливо как при бодрствовании, так и во сне. Разумеется, адаптивность функционирования внутренних органов не включает осознание, однако организм использует те же системы оценки значимости и результатов адаптивных усилий для выстраивания связей и их торможения.

Коллективные поведенческие автоматизмы

Сегодня вопрос производительности труда в России является одной из ключевых проблем. Российская производительность труда в разы ниже, чем в ведущих зарубежных странах.

Исследователи отмечают, что одной из причин низкой производительности является организационной хаос, порождаемый особенностями культуры.

Определение 2

Под культурой понимают набор кодов, предписывающих человеку определенное типовое поведение, осуществляя которое человек поступает тем или иным образом бессознательно.

В любой стране работники осуществляют трудовую деятельность на базе автоматизмов, заложенных культурой. Поэтому низкая производительность связана не только с людьми, но и с определенным культурой организационным поведением. Оказавшийся в новой культуре человек адаптируется к ней, его организационные автоматизмы меняются, он работает так же, как и окружающие.

Поведенческие автоматизмы позволяют экономить ресурсы мозга, не думать, быстрее адаптироваться к новым ситуациям и дальше поступать машинально. Устраиваясь на работу в новую организацию, человек адаптируется, вырабатывая новые для него организационные автоматизмы, отвечающие сложившейся организационной культуре.

Мозг – это крайне энергопотребляющей орган. При активной работе он может потреблять почти столько же энергии, сколько все мышцы тела вместе взятые. Поэтому, когда человек сталкивается с проблемой, его мозг стремится не просто решить эту проблему, но и выработать алгоритм автоматического ее решения, чтобы не тратить энергию, если ситуация возникнет в будущем вновь. Энергосберегающая функция мышления приводит к попаданию в так называемую культурную колею, или культурную ловушку.

Чтобы выбраться из культурной ловушки низкой производительности, должны измениться коллективные автоматизмы. Должны смениться алгоритмы работы людей, чтобы, не прилагая дополнительных интеллектуальных усилий, они могли повысить свою производительность труда, подобно сотрудникам компаний развитых стран.

Для формирования новых организационных автоматизмов существует две основные технологии:

  • стажировка персонала в успешных зарубежных организациях для переноса организационной культуры,
  • внедрение целостной управленческой системы.
Дата написания статьи: 19.06.2022
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot