Значение программы психологической поддержки сотрудников
Организация обеспечения психологической поддержки персонала - это реализация комплекса мероприятий, ориентированных на улучшение психического здоровья и состояния работников.
В случае с программами психологической поддержки огромную роль играет восприятие сотрудниками этих мероприятий. Если сотрудники считают, что организация ценит и замечает их вклад в развитие, прикладывает усилия к обеспечению их комфорта и психологического благополучия, не жалеет средства на помощь при угрозе этому благополучию, то и эффективность программ будет выше.
Если сотрудники чувствуют наличие психологической поддержки, это положительно влияет на трудовую деятельность, в частности:
- повышается уровень удовлетворённости от работы,
- растёт лояльность к компании,
- оптимизируется организационное поведение,
- повышается производительность труда.
В некоторых организациях важнейшим аспектом психологической поддержки становится защита от стрессоров в трудовой деятельности. Если психологическая поддержка организована адекватным образом, для человека создаётся психологический комфорт.
Если организация не обеспечивает психологическую поддержку, возникают негативные эффекты:
- увеличивается число прогулов,
- возрастает напряжение,
- учащаются конфликты,
- повышается текучесть кадров.
Для отдельного человека могут быть зафиксированы такие проблемы, как усталость, головные боли, эмоциональное выгорание, постоянное беспокойство. В масштабах компании отсутствие психологической поддержки приводит к:
- снижению производительности,
- росту затрат в пересчёте на одного сотрудника,
- повышению рисков производственных травм, происшествий и несчастных случаев.
Таким образом, программы психологической поддержки имеют обширные преимущества с точки зрения работодателя. К ним относятся повышение производительности, снижение затрат на сотрудников и укрепление организационной культуры.
Реализация программ психологической поддержки сотрудников
Реализацией программ психологической поддержки занимаются работодатели. Целью таких программ является предложение сотрудникам бесплатного сервиса, который помог бы им справиться с рабочими или личными проблемами, влияющими на благополучие, здоровье, производительность труда.
Работодатель финансирует программы, включающие бесплатные для сотрудников консультации специалистов-психологов, чтобы добиться повышения производительности труда, морального духа работников, удовлетворённости и вовлеченности, а также улучшить общее психологическое состояние. При этом уменьшается текучесть кадров, количество прогулов и конфликтов. Как правило, консультации с психологами проводятся в личном формате, но возможно использование технических средств связи.
Обычно фокус в программах психологической поддержки делают на консультирование по тем проблемам, которые оказывают непосредственное влияние на производительность труда. Изначально программы психологической поддержки создавались для выявления и устранения проблем зависимостей у персонала. Вопросы алкоголизма и наркомании до сих пор значимы и прорабатываются во многих программах, однако ими поддержка не ограничивается. Распространенные проблемы, затрагиваемые в программах психологической поддержки:
- семейные проблемы,
- стресс из-за рабочих вопросов,
- издевательства, травля, домогательства,
- важные жизненные события и переходные моменты,
- финансовые трудности,
- проблемы, связанные с принятием организационных изменений в компании.
Работодатель имеет право знать, сколько человек обратилось за поддержкой. Раскрыть детали запросов и рассказать, кто с какой проблемой пришёл, психолог не может — это конфиденциальная информация. Но работодатель может увидеть данные в анонимизированном виде, если это указано в информированном соглашении, которое работник подписывает до начала работы с психологом.
Компоненты программы психологической поддержки сотрудников
Обычно программы психологической поддержки представляют собой краткосрочное консультирование сотрудников психологом-консультантом. Стандартный вариант, когда на сессии присутствуют только сами сотрудники, однако для решения некоторых проблем требуется присутствие и членов семьи сотрудника.
Реализация программы начинается с тщательной оценки психологического здоровья сотрудников. После этого осуществляется планирование и разработка плана психологического сопровождения работника. Иногда сотрудникам предлагают поучаствовать в альтернативных или постоянных программах психологического консультирования. Это может потребоваться, если сотрудник исчерпал лимит доступных консультаций, предусмотренных оплаченной предприятием программой, но ему требуется дальнейшая работа с психологом. Так бывает при сложных, хронических проблемах, которые не удается решить за 3-5 сеансов.
Консультации в рамках психологической поддержки персонала для работника бесплатны, их оплачивает работодатель. Но если сотруднику требуются дополнительные консультации, он должен оплачивать их самостоятельно.
В основном программы психологической поддержки ориентированы на улучшение благополучия и здоровья до возникновения сложных и глубоких проблем. По сути, речь идёт о профилактических мероприятиях и программах развития.
Психологическая поддержка сотрудников может включать:
- оценку благополучия, диагностику адаптации сотрудников предприятия,
- программы развития лидерских качеств для менеджмента,
- индивидуальный коучинг,
- специализированные программы, затрагивающие отдельные аспекты здоровья и благополучия сотрудников.
Психологи и психотерапевты не дают советов делать что-то конкретное. Это может произойти в самых крайних случаях — например, когда есть ситуация абьюза, и клиента надо физически вывести из опасного состояния. Но в целом этический кодекс исключает выдачу прямых рекомендаций клиенту. Психолог лишь создаёт условия для самостоятельного принятия решения.